Угрюм-река (фильм)


«Угрюм-река» — советский четырёхсерийный художественный фильм, поставленный на Свердловской киностудии в 1968 году режиссёром Ярополком Лапшиным. Фильм является экранизацией одноимённого романа Вячеслава Шишкова. Премьерный показ по Первой программе ЦТ состоялся 15, 19, 20 и 24 апреля 1969 года. Несмотря на большой хронометраж, фильм хорошо прошёл и в кинопрокате: при тираже 970 копий посещаемость составила по 15,5 млн. зрителей на серию[1].

Действия разворачиваются в конце XIX — начале XX века вокруг семьи Громовых. Дед главного героя фильма, Данила Громов занимался разбоем и на этом разбогател. Умирая, он передал деньги своему сыну, открыв их происхождение. Сын Пётр Громов вложил деньги в предпринимательство и воспитал в своём сыне Прохоре (главном герое фильма) достойного наследника. Прохор Громов оказался человеком целеустремлённым, с сильным характером, что привело его к вершине богатства и власти в сибирском крае. Однако зло, содеянное Данилой, казалось, преследует всю семью во всех поколениях. Несчастья в семье Громовых случаются одно за другим. Прохор, первоначально человек честный и нравственный, вязнет в болоте зла. Не в состоянии выдержать эмоциональных потрясений и напряжённого труда, Прохор в итоге сходит с ума и бросается со скалы в реку.

В главной роли Прохора Громова начинал сниматься актёр Владимир Гусев, но из-за полученного им перелома ноги и вынужденного простоя режиссёр отдал роль Епифанцеву[2].

Культуролог Н. Кириллова отмечала в экранизации «броскую, чистую графику»[3] и то, что «страна влюбилась в этот фильм сразу, благодаря не только знакомому сюжету, но прежде всего — ярким актёрским работам»[4]. Она оценивала фильм следующим образом: «Здесь есть колоритные картины купеческого быта, снятые по-лапшински, с размахом, любовная и детективная интрига, но главное — яркие образы-характеры: Прохор и Петр Громовы, Анфиса Козырева, кавказец Ибрагим-оглы, конторщик Илья Сохатых. Режиссёр собрал в фильме сильный актёрский состав: Г. Епифанцев, Л. Чурсина, И. Рыжов, А. Кочетков, Г. Тохадзе, А. Демьяненко и др.»[5].