Удовольствие


Удово́льствие, наслажде́ние — часть положительных эмоций, субъективное переживание, в частности, сопровождается удовлетворением одной или нескольких потребностей. Антонимами удовольствия являются страдание, горе, несчастье и боль.

Удовольствие считают частью различных других психических состояний, таких как экстаз, эйфория, кайф и поток.

Слово «удовольствие» является суффиксальным производным от древнерусского слова «удоволъ», имеющего то же значение и однокоренного современным словам «довольный», «воля»[1].

Популярна версия[2], толкующая слово «удовольствие» как «воля уда», где «уд» — это мужской половой орган. В качестве её наукообразного подтверждения часто дают ссылку на заметку В. Э. Орла «Слав. *udъ» в сборнике «Этимология. 1977»[3], однако о слове «удовольствие» в этой заметке вообще речь не идет.

Основателем философии гедонизма (от др.-греч. ἡδονή — удовольствие) считается древнегреческий философ Аристипп. По Аристиппу, у души есть 2 состояния: боль и наслаждение, и для большего блага человек должен стремиться ко второму. Разработанная теория удовольствия была у античного философа Эпикура. Он раз­ли­чал два вида наслаж­де­ния — «ста­ти­че­ское», или наслаж­де­ние «в покое», и «кине­ти­че­ское», или наслаж­де­ние «в дви­же­нии»[4]. Он стал создателем течения эпикуреизм, позже эволюционировавшего в эвдемонизм ((от др.-греч. εὐδαιμονία — счастье ). Понятие удовольствия в философии Эпикура не отождествлено со счастьем. Стоики считали удовольствие страстью, вызывающей зависимость и привычку.

В трудах современного английского философа Дэвида Пирса (например, в работе «Гедонистический императив») рассматриваются перспективы увеличения роли удовольствий в обществе и биосфере.