Узин (аэродром)



Узин (Чепелевка), (англ. Uzin (Chepelevka)) — недействующий военный аэродром стратегической авиации СССР, в прошлом один из крупнейших аэродромов СССР. Расположен на юго-восточной окраине города Узин Белоцерковского р-на Киевской области Украины.

Полевой аэродром на окраине с. Узин существовал до Великой Отечественной войны. На аэродроме базировался 138-й ближнебомбардировочный авиационный полк на самолетах СБ. С началом войны полк принимал участие в боевых действиях в составе 19-й авиационной дивизии ВВС Юго-Западного фронта.

К лету я вернулся в свой полк (после курсов в академии). Стоял он в 70 километрах от Киева, в Узине. Грунтовый аэродром. Три ангара. Казармы. Небольшой офицерский городок с полудюжиной уцелевших (после войны) двухэтажных домов. Большое село. Жуткое бездорожье. Ни света, ни канализации. Родные пенаты... Мой полк был крепок, летал уверенно, хорошо бомбил и метко поражал воздушные цели... Но Боже, как бедно и тяжко мы жили! В периоды распутицы, коих хватало сверх всякой меры, аэродром замирал. Наш чернозём раскисал, расползались дороги, городок намертво изолировался от внешнего мира. Жива была только восьмикилометровая, для нужд сахарного завода, железнодорожная ветка, по которой, если идти пешком по шпалам, можно добраться до ближайшей железнодорожной станции. В непогоду... я не раз пересчитывал те шпалы туда и обратно, то торопясь в штаб дивизии на очередное совещание... то возвращаясь в полк. Наши дома и казармы освещались свечами и керосиновыми лампами. Несчастный дизелёк лишь иногда по вечерам давал свет в служебные помещения. Мне всё не удавалось ни найти приличный генератор, ни добыть вдоволь топлива, ни разжиться стройматериалами, чтобы хоть как-то поправить быт гарнизона... Обыкновенного воспаления аппендикса было вполне достаточно, чтобы отдать Богу душу... Всякого рода мои заявки и рапорты безвестно тонули в старших штабах.Решетников Василий Васильевич, командир авиационного полка, 1946 год

В марте 1955 года на аэродроме Узин начато формирование управления 106-й тяжелобомбардировочной авиационной дивизии 43-й воздушной армии дальней авиации, а к концу 1955 года сформирован первый полк дивизии - 409-й тяжелобомбардировочный авиационный полк на самолётах Ту-95. Первым командиром дивизии стал дважды Герой Советского Союза полковник Молодчий Александр Игнатьевич, командиром полка назначен Герой Советского Союза полковник Харитонов Н. Н. Через год формируется второй полк дивизии - 1006-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк, командир п-к Павлов Ю. П.

К этому времени был построен аэродром и аэродромная инфраструктура, а в конце мая 1956 года на аэродроме совершил посадку первый самолёт Ту-95.

В 1956 году на аэродроме Узин формируется 1023-й ТБАП и управление вновь формируемой 79-й ТБАД. В этот полк передали самолёты из 1006-го полка. В 1957 году новый полк вместе с управлением АД убыл в Семипалатинск, а 1006-й ТБАД до 1959 года оставался "безлошадным", затем в него начали поступать ракетоносцы Ту-95К.