Селларс, Уилфрид


Уи́лфрид Се́лларс (англ. Wilfrid Sellars, 20 мая 1912, Анн-Арбор — 2 июля 1989, Питтсбург) — американский аналитический философ[2][3].

Сын Роя Вуда Селлерса, одного из основателей критического реализма[4]. Учился в Мичиганском и Оксфордском университетах, затем преподавал в Айовском и Йельском, с 1963 года был профессором Питтсбургского университета.

Основные области интересов: теория познания и философия сознания. Один из основателей и редактор первого американского журнала по аналитической философии «Philosophical Studies» (1950—1974). Представитель натуралистического реализма. Пытался преодолеть характерный для неопозитивизма разрыв между эмпиризмом и рационализмом.

Наиболее заметный вклад в философии Уилфрид Селларс оставил благодаря критики эпистемологической концепции, которая послужила формированием так называемого «мифа данного». «Мифом данного» Селларс метафорически именует теорию, согласно которой можно утверждать существование некоторых первичных данных в опыте, независимых от сознания, приобретаемых без всякого предварительного обучения в процессе непосредственного чувственного контакта с внешним миром. На вопрос о том, что именно выступает в роли такого первично данного, в истории мысли находилось множество ответов. Однако, согласно поворотной мысли Селларса, сама задача такого рода исследований является некорректной. Он считал, что классическая эпистемологическая традиция спутала причинный процесс приобретения знания с вопросом его обоснования. Эта позиция отражена в его работе «Эмпиризм и философия ума».

Согласно философу, существует различие между логическим заключением, что нечто имеет место, и наблюдением, что это действительно так. И если бы термин «данное» употреблялся только по отношению к тому, что наблюдается или может наблюдаться с помощью органов чувств, легитимировать его право на существование было бы несложно, однако мы говорим «дано» про множество разных вещей: смысл, материальные объекты, универсалии, суждения, реальные связи, первые принципы, даже про саму данность. Существует, как утверждает Селларс, определенный способ конструирования ситуаций, который можно назвать структурой данности. Эта структура была общим местом для большинства систем философии – как рационалистических, так и эмпирических. Соответственно, свою задачу американский философ видит в подрыве доверия не только к теориям так называемых чувственных данных, но к структуре данности вообще.

Селларс пишет, что всякое осознание фактов, видов, сходств и т.д., то есть осознание абстрактных сущностей, и даже осознание единичностей (и апелляция к ним) – это дело лингвистики. Философ настаивает на том, что “даже осознание таких фактов, видов и сходств, которые принадлежат непосредственному опыту, предопределяется процессом освоения языка”[5]. Эта позиция условно именуется «психологическим номинализмом».