Кочо (уйгурское государство)


Уйгурское государство Кочо (др.уйг. Qočo Uluš[4]) или же Двадцать два города государства Кочо (др.уйг. Qočo Ulus Ikii Otuz baliq[5]) — средневековое уйгурское феодальное государство в северо-восточной части Восточного Туркестана, под управлением династии уйгурских идикутов. Образовалась в результате распада Уйгурского каганата. Уйгуры контролировали центральную часть торгового пути, который тянулся от Китая до Каспийского моря, и, тем самым, играли важную посредническую роль в разносторонних отношениях между китайской и индоевропейской культурами[6]. Турфанское идыкутство не вело войн с целью расширения своей территории. Оно стремилось к поддержанию мира и невмешательства в дела других народов[источник не указан 279 дней]. Военные действия велись главным образом против вторгавшихся тангутов[7], а также религиозных противников — Караханидской династии[8].

Среди средневековых мусульманских историков данное государство было известно под название "Уйгуристан", позднее это название распрострялось на регион городов Турфана, Чалыша и Комула входивших в состав Могульского ханства[9].

Территория Восточного Туркестана входила в состав Уйгурского каганата до периода его распада в 840-х годах. После распада каганата большая часть уйгуров мигрировали в различные регионы Восточного Туркестана (Турфан, Кумул, Карашар, Куча, Или, Кашгар), а также в Ганьсу, где ими были созданы два государства — Идыкутство (с центром в Турфане) и Ганьсуйское (с центром в Дунхуане).

В конце 860-х — начале 870-х годов Баку Чин уничтожает Кучарское уйгурское княжество. В конце IX в. войска Кыргызского каганата вторгаются в страну и захватывают города Пенчул и Аксу, дойдя до Кашгара[10].

Уйгуры-буддисты вступили в конфликт со своими соседями-мусульманами, в частности с Караханидским государством. Его правитель Сатук Богра-хан разрушил буддийские храмы Кочо[11].

«Диван лугат ат-турк» Махмуда аль-Кашгари включал в себя уйгуров[12], которых мусульмане воспринимали крайне недружелюбно. Было написано, что «точно так же, как шип должен быть срезан у корня, так и уйгур должен быть поражен на глаз». Кашгари отметил, что тюрки-мусульмане использовали уничижительное имя «Тат» для описания уйгуров-буддистов, которых Кашгари назвал «неверными»[13]. Понятия «буддист» и «уйгур» были тесно переплетены в сознании исповедующих ислам и воспринимались как тождественные[14].