Украшение


Украше́ние, Украшенье (от красота, красивый, красить; ст.-слав. краса; норм. hros — cлава)[1] — бытовой, разговорный аналог научного термина декор. В словаре В. И. Даля читаем: "Украшать, убирать, наряжать... Сделать краше, приятнее на вид, на глаз" и далее, весьма афористично: "Науки украшают разум, образуют. Добродетели украшают душу, сердце"[2]. В иной формулировке украшение — симулякр понятия "красота", непосредственная, эмоциональная оценка явлений, предметов или отдельных элементов композиции, которые на самом деле имеют иные, вполне конкретные "работающие" функции. Например, в художественном творчестве и в восприятии произведений искусства, украшением может казаться то, что обусловлено синкретизмом главных формообразующих функций: гносеологической (познавательной), ценностно-ориентационной (эстетической), синергетической (сотворческой или преобразовательной) и коммуникативной (функцией общения)[3]. Проще говоря, если термины "декор" или "орнамент" означают детерминированные, формообразующие явления, то украшение — это то, что кажется таковым.

Понятие "красивый" субъективно и пристрастно, оно имеет вторичный характер по отношению к денотату (обозначаемому предмету). Кроме эстетической оценки оно может подразумевать иные качества или свойства воспринимаемого объекта и намерения воспринимающего субъекта: передачу информации, привлечение внимания, маскировку дефектов, введение в заблуждение, провоцирование, самоутверждение, социальный протест, вплоть до полной потери гармонической, дополняющей и целевой составляющих социальной коммуникации. В теории эстетической и художественной деятельности термин "украшение" близок понятию "оформление". Если качество декоративности предполагает конкретный способ связи произведения искусства с окружающей средой, то украшение более связано с качествами поверхности формы, но не с внутренней структурой и принципами формообразования. Подобное различие аналогично размежеванию понятий "композиция" и "компоновка"[4][5]. В более прагматичном аспекте под украшениями понимают наряд, косметику, таушировку, макияж.

Наряду с функциональными преобразованиями природных объектов, попытки «приукрасить» природу, не имеющие объективных практических предпосылок и целей, очевидно, являются древнейшими для человека. Среди них: