Улица Саксаганского (Киев)


У́лица Саксага́нского (укр. ву́лиця Саксага́нського) — улица в Печерском, Голосеевском и Шевченковском районах Киева, местности Евбаз, Паньковщина, Новое Строение. Пролегает от Эспланадной улицы до Галицкой площади.

Примыкают улицы Шота Руставели, Большая Васильковская, Антоновича, Владимирская, Тарасовская, Паньковская, Павла Скоропадского и Симона Петлюры.

Современное название улица получила в 1937 году, в честь актёра и режиссёра Панаса Саксаганского (1859—1940).

В 1830-х годах, в связи со строительством Новой Печерской крепости, вследствие чего фактически был снесён Печерск и отселены его жители в другие части города, началось освоение местности южнее Золотых ворот. Тогда же началась застройка пространства между бывшими валами древнерусских времён и реки Лыбедь на юге и юго-западе. Были проложены десятки новых улиц, а в целом местность приобрела название Новое Строение (Новая Застройка).

Тогда же от эспланады крепости в сторону Брест-Литовского шоссе были проложены 2 новых улицы — Большая Жандармская (до Тарасовской улицы) и Малая Жандармская (от Паньковской улицы до района будущей Галицкой площади). Пространство между Паньковской и Тарасовской было занято частными усадьбами, через которые в 1881 году был прорезан путь и две самостоятельные улицы были объединены в одну — Жандармскую.

Со временем, после появления на улице Мариинского общества и строительства церкви Благовещения, улица была названа Мариинско-Благовещенской. Мариинское общество сестёр милосердия было организовано в 1878 году, после окончания русско-турецкой войны. Общество занималось предоставлением медицинской помощи раненым военным; киевляне охотно жертвовали деньги на такое дело, а филантроп Никола Терещенко передал 10 тысяч рублей на приобретение земельного участка на современной улице Саксаганского. В 1913 году там было возведено здание Мариинского общества Красного Креста (сейчас — № 75). Здание построено архитектором Валерианом Рыковым, в стиле венецианского ренессанса, фасад украшен рельефами на тему ухода за ранеными и скульптурами мастера Фёдора Балавенского, символизирующими Любовь, Милосердие, Жизнь и Медицину.