Универсальный пулемёт Березина


УБ (сокр. Универсальный Березина) — 12,7-мм авиационный пулемёт оружейника М. Е. Березина. Выпускался на Ковровском оружейном (опытная партия)[2], Тульском оружейном[3] и Ижевском машиностроительном заводах в 1940-х годах.

В 1937—1938 гг. Березин спроектировал синхронный пулемёт под патрон 12,7 × 108 мм, прошедший заводские и полигонные испытания в конце 1938 года. 12 апреля 1939 (до окончания войсковых испытаний) пулемёт БС («Березин Синхронный») был запущен в серийное производство постановлением Комитета обороны[4].

После доработки и устранения отдельных недостатков (несовершенство системы перезаряжания, недостаточная живучесть некоторых деталей автоматики) на базе БС был разработан пулемёт УБ в трёх модификациях: крыльевой, синхронной и турельной, причём для первых двух была создана система пневматической перезарядки, а для последнего конструктором Г. И. Никитиным — рукоятка перезаряжания рычажного типа[5]. УБ успешно прошёл войсковые испытания за период с 7 января по 22 февраля 1941, и 22 апреля 1941 был принят на вооружение[4] и к производству[6].

Основное назначение — борьба с самолётами противника: истребителями и бомбардировщиками. БС к началу Второй мировой войны стояли на самолётах типа Як, МиГ, И-16 тип 29 (только последних к началу войны было около 650)[8], И-190, Су-5, Су-6 (1943), Су-8 и так далее. Были жалобы в 1941-42 годах на частые отказы пулемёта: «…Говорили, что один наш лётчик наперерез сунулся, хотел отсечь его. Но у него отказало оружие. Тогда это было частым дефектом. Пулемёты Березина у нас были и пушки ШВАК. Пушки стреляли ничего, а пулемёты часто отказывали. Даже говорят, был большой правительственный разбор из-за того, что часто отказывало оружие».[9]

С началом Второй мировой войны пулемет УБТ быстро вытеснил ШКАС из оборонительных установок бомбардировщиков и успешно использовался на этих самолетах всю войну. С появлением двухместных модификаций штурмовика Ил-2 на них также стал использоваться пулемет УБТ.