Унитарианство


Унитарианство (Унитарианская церковь) — антитринитарное движение в протестантизме. Отвергает догмат о Троице, некоторые теологи не принимают также учение о грехопадении. В широком смысле термин «унитарии» исторически использовался как синоним термина «антитринитарии».

Иногда унитарианство сочетается с пантеизмом или деизмом. Рассматривается (Дж. Гордоном Мелтоном и другими исследователями) как одно из либеральных течений христианства. Изначально получив распространение в Трансильвании и Речи Посполитой, ныне имеет последователей преимущественно в англосаксонских странах.

Истоки унитарианства восходят к арианству, адопционизму и другим раннехристианским течениям, оспаривавшим положение о «Божественной Троице» и не признававшим равнобожественную сущность Иисуса Христа. В эпоху Реформации с антитринитарных позиций выступили немец Мартин Целлариус[de] (1499—1561), итальянец Бернардино Окино (1487—1564), испанцы Хуан де Вальдес (около 1500—1541) и Мигель Сервет (1511—1553).

В Речи Посполитой в 1565 году унитариане были исключены из Польской реформатской церкви и создали в том же году так называемую Малую реформатскую церковь, а в 1605 году опубликовали унитарианский по своему характеру Раковский катехизис. Лидерами польских унитариан были итальянский врач Джорджо Бландрата (1515 — около 1590), поляк Мартин Чеховиц и другие религиозные деятели. Наибольшую роль в новой церкви стала играть община, образованная в 1579 в Ракове, которую вскоре возглавил прибывший в Польшу итальянец Фаусто Соццини (1539—1604), по имени которого польских унитариев стали называть социнианами (другое употреблявшееся название — польские братья). Действовавшая в Великом княжестве Литовском ветвь социниан — возглавляемые Симоном Будным литовские братья — полностью отменила почитание Иисуса Христа. Расцвет движения унитариев в Польше и Литве был в 1580—1620 годах, затем они стали подвергаться преследованиям, а в 1658 году были изгнаны из страны. Многие из них бежали к своим единоверцам в Трансильванию.

Трансильванскую ветвь унитариев возглавил венгр Ференц Давид (1510—1579), который стал в 1558 году епископом Реформатской церкви Трансильвании, внутри которой образовалось сильное унитарианское крыло. Распространению унитарианства в Трансильвании и всей Венгрии способствовало то, что сам венгерский король Янош II Запольяи принял эту веру. После того как князем Трансильвании стал Стефан Баторий, положение унитариев там ухудшилось. Испытав преследования, унитарианская церковь в Венгрии всё же добилась своего признания. Её приверженцы и ныне сохранились в Румынии, в состав которой в 1918 г. вошла Трансильвания, а также в Венгрии.