Список серий унифицированных телевизоров СССР


Здесь перечислены серии и некоторые модели унифицированных телевизоров, выпускавшихся промышленностью СССР. Унификация электронных узлов и элементов использовалась в СССР с начала 1960-х годов для объединения ресурсов конструкторских бюро (КБ) и внедрения комплексной автоматизации в массовом производстве радиоаппаратуры, что значительно снижало её себестоимость[1]. По этой концепции несколько заводов выпускали телевизоры под своими названиями, со своим дизайном, но по одинаковым или близким схемам[2], что обеспечивало совместимость узлов унифицированного телевизора, выпущенного любым из заводов, с однотипным телевизором любого другого участвующего в программе завода.

В 1949 году в СССР был выпущен массовый телевизор КВН-49, производство которого было развернуто на множестве заводов. Телевидение развивалось стремительными темпами и КВН-49 быстро устарел. Поэтому заводы начали впускать новые модели на его базе. Каждый завод шел своим путем в рамках доступного ассортимента радиоламп и кинескопов.

К концу 1950-х годов в ставшем уже достаточно широком ассортименте телевизоров в СССР выделились явные лидеры. Это прежде всего Ленинградский завод им. Козицкого и его телевизоры «Нева», «Знамя-58», «Волна», «Дружба» (первый телевизор в СССР с кинескопом размером 59 см), Московский телевизионный завод «Рубин» с одноимённым телевизором высокого класса, Александровский радиозавод с недорогим телевизором «Рекорд». Одновременно в СССР шла смена поколений электронных компонентов: октальные радиолампы уступали место пальчиковым, электровакуумные диоды вытеснялись полупроводниковыми. Появились и первые транзисторы. Менялась и технология производства. Навесной монтаж уступал место печатному. Появилось принципиально новое поколение взрывобезопасных бандажированных стеклянных кинескопов, пришедших на смену опасным металлостеклянным.

В этих условиях МНИТИ (Московский научно-исследовательский телевизионный институт) разработал концепцию единой унифицированной платформы для телевизоров перспективных типов на новой элементной базе. Суть концепции заключалась в том, чтобы взять наиболее удачные решения, примененные в телевизорах «Нева», «Рубин» и «Рекорд», оформить их на новой элементной базе и печатных платах в виде унифицированных блоков.

Не секрет, что принципиальные схемы большинства узлов телевизоров, работающих в одном стандарте, будут одинаковы, независимо от типа кинескопа и внешнего оформления, так, требования, предъявляемые к ним, зависят только от стандарта телевизионного вещания и поколения элементной базы. К таким узлам относятся селектор каналов, усилитель промежуточной частоты изображения вместе с АРУ и селектором синхроимпульсов, видеодетектор и видеоусилитель, тракт звукового сопровождения, кадровая развертка. Принципиальные схемы строчной развертки также будут сходными. Различия будут обусловлены лишь мощностью, развиваемой оконечными каскадами, которая прямо пропорциональна углу отклонения луча в кинескопе и току луча.