Уральские писаницы


Ура́льские пи́саницы (пи́санцы, ка́мни-пи́санцы, пи́саные ка́мни, производные от гл. «писа́ть») — древние памятники наскального искусства, традиция которого насчитывает около 5 тысяч лет, известны на территории, протянувшейся с севера на юг региона, более чем на 800 км, за небольшим исключением, расположены на берегах рек. На сегодняшний день здесь отмечено около 90 мест с древними рисунками[источник не указан 2251 день].

Больше всего памятников найдено на Среднем и Южном Урале, несколько писаниц находятся на севере региона. Чусовая, Тагил, Реж, Нейва, Уфа, Исеть, Ирбит, Белая, Юрюзань — неполный список уральских рек, в долинах которых можно увидеть произведения. Отдельные памятники представлены одним-двумя рисунками, другие содержат целые полотна или группы рисунков большой протяжённости, содержащие десятки и сотни фигур[источник не указан 2251 день].

Писаницы наносились на вертикальные или слегка наклонные поверхности скал, защищённых от прямых атмосферных осадков, под навесами или на стенках с отрицательным уклоном. Большая часть изображений на Урале находится на частях скал, обращённых к воде, иногда на плоскостях, обрывающихся прямо в воду. Чаще всего изображения наносились непосредственно с земли, но известны писаницы, расположенные на значительной высоте, часто под такими рисунками можно обнаружить небольшую скальную полку-выступ, также художник мог использовать деревянные конструкции или спускаться сверху, на ремнях или верёвках.

Стараясь усилить яркость рисунка, древний художник выбирал более светлые участки скальной поверхности, само изображение, скорее всего, он наносил пальцами, об этом может говорить ширина линий около 1-3 сантиметров. Влага, стекавшая по скалам в течение тысячелетий, создала тонкий известковый налёт, именно эта хрупкая, полупрозрачная корочка донесла до наших времён эти удивительные произведения.

Писаницы выполнены контурами и линиями, нередко можно увидеть фигуры, нанесенные в «скелетном» стиле с акцентом на рёбра или внутренние органы изображаемых существ. Однако, некоторые полотна содержат целиком закрашенные фигуры и небольшие по площади пятна.

При создании наскальной живописи человек использовал естественные краски и оксиды металлов. Наиболее распространены краски, изготовленные путём смешения природных пигментов (охр от светло-жёлтого до багряно-красного и коричневого тонов) с водой, кровью либо жиром животных.