Устный Закон


Устный Закон (ивр. תּוֹרָה שֶׁבְּעַל-פֶּה‎, Тора ше-бэ-аль-пэ) или Устная Тора — общее название устной галахической и аггадической традиции в иудаизме. Возник в результате долгого развития и формирования, и позже был записан в письменном виде (вначале Мишна, а затем Талмуд, а также мидраши). Часто выражение Устный Закон употребляют в более узком смысле, подразумевая лишь галахическую часть Устной Торы[1].

В ортодоксальном (раввинистическом) иудаизме Устная Тора служит неотъемлемым дополнением к главному священному тексту иудаизма — собственно Торе (Пятикнижию Моисееву), которую в этом случае, во избежание путаницы, называют «Письменной Торой» («Тора ше-би-хтав»). Устный Закон является обязательным к исполнению, являясь практическим толкованием законов Письменной Торы, поясняя «как конкретно» исполнять заповеди в повседневной жизни, поскольку традиционно считается, что Моисей на горе Синай получил обе Торы — и Письменную, и Устную, которая разъясняет Письменную. Считается также, что вся Устная Тора может быть выведена (и была выведена мудрецами) из Письменной посредством ряда герменевтических принципов. Тем самым, согласно традиционному подходу, Письменная Тора является подобием конспекта, в котором зашифрованы все положения Устной Торы, которой собственно и руководствуются в повседневной жизни, основываясь на мнениях еврейских мудрецов и религиозных авторитетов .

Согласно преданию, долгое время существовал запрет записывать Устную Тору. Однако, после разрушения Второго Храма и римских гонений возникла опасность утраты знаний. Во II веке н. э. по решению собрания законоучителей Устный Закон был собран в письменные сборники, которые впоследствии составили Мишну.

В разные времена существовали (и существуют сейчас) секты, не признававшие устный Закон, а опиравшиеся только на Письменную Тору: самаритяне, саддукеи, караимы. Но поскольку из самого текста Торы не совсем ясно, как следует исполнять те или иные её предписания, эти секты неизбежно создают свой вариант толкования Торы, свою традицию, несущую те же функции, что и Устная Тора.

Моше (Моисей) получил Тору на горе Синай и передал её Иехошуа (Иисусу Навину), Иехошуа передал её старейшинам Израиля, старейшины — пророкам, а пророки — мужам Великого Собрания[2].

Рамбам в предисловии к своему труду Мишне Тора так описывает традицию передачи Устной Торы вплоть до завершения Талмуда[3]: