Утагава Тоёкуни


Утагава Тоёкуни (яп. 歌川豊国, 1769 — 24 февраля 1825) — художник, работавший в жанре укиё-э в классический период и изображавший актеров театра кабуки. Часто его называют Тоёкуни I Утагава, чтобы отличать от ученика и зятя, который после смерти учителя взял псевдоним Тоёкуни II Утагава. Настоящее имя художника Курохаси Кумакити. Был вторым главой Школы Утагава, которая стала ведущей школой укиё-э в XIX столетии[источник не указан 2160 дней].

Родился в Эдо (современный Токио) в 1769 году в семье резчика деревянных кукол, который также создавал реплики актеров театра кабуки, по имени Курохаси Горобэя. Имя при рождении — Курохаси Кумакити (яп. 倉橋 熊吉). В 14 лет юноша был отдан в ученики к близкому другу отца, жившему неподалеку — художнику Тоёхару Утагаве. По традиции ученик взял псевдоним, начинающийся с первого иероглифа имени учителя, и его фамилию[3]. Использовал также псевдонимы Кумаэмон (яп. 熊右衛門), Утагава Итиёсай (яп. 歌川 一陽斎), Итиёсай Тоёкуни (яп. 一陽斎 豊国).

Первыми работами начинающего художника были иллюстрации к популярным рассказам и женские портреты, в которых чувствовалось влияние Китао Сигэмасы и Тории Киёнаги[3]. Но они не принесли художнику известности, поэтому он начал искать себя в другом жанре.

В 1794—1795 годах Тоёкуни создал популярную серию гравюр «Изображение актеров на сцене». На них персонажи были изображены в полный рост, почти всегда на однотонном жёлто-сером фоне[3].

В 1796—1797 годах Тоёкуни сосредотачивается на погрудных изображениях актеров (окуби-э). Он стремился максимально выразительно запечатлеть реальный сценический облик и характер актёров, большое внимание уделял жестам, позам, драматической составляющей. Эта серия гравюр также была положительно принята публикой.

Также художник изображал японских красавиц — бидзин-га (серия «Современные красавицы, уподобленные семи ликам Комати»), рисовал жанровые сценки на фоне городских пейзажей и эротические гравюры-сюнга.