Учёный секретарь


Учёный секрета́рь (учёный-секрета́рь) — учёный, ответственный за планирование и контроль проведения научно-исследовательской работы и текущих научных мероприятий (конференций, совещаний, аттестаций работников), подготовку сводных отчётов, а также за регламент и ведение документации учёных или диссертационных советов в исследовательских, просветительских или образовательных учреждениях. Полнота охвата и относительный вес упомянутых обязанностей зависят от конкретной ситуации.

Учёным секретарём назначается специалист с профильным высшим образованием, имеющий опыт собственной научной работы, публикации и в большинстве случаев — учёную степень[1].

В «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих» (ЕКСД) указаны следующие должности, содержащие термин «учёный секретарь»[2] (в квадратных скобках — поясняющие слова, отсутствующие в самом справочнике):

В отношении работника, принятого на одну из этих позиций, уместна формулировка «трудоустроен на должность учёного секретаря» — на ставку или на её долю, в зависимости от потребностей. Все перечисленные варианты должности относятся к категории научных или научно-педагогических работников[3][4].

«Учёный секретарь» научного института (его отделения), библиотеки или музея автоматически входит в учёный, не диссертационный, совет этого же учреждения[5] (отделения) и выполняет там также работу секретаря. Поэтому в таких учреждениях, круг обязанностей у учёных секретарей шире, чем у «учёных секретарей советов» в вузе.

Должность учёного секретаря предусмотрена в научно-исследовательских институтах (в том числе в учреждениях государственных академий наук), конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях, а также в музеях (зоопарках) и библиотеках. Должность учёного секретаря совета (её не следует смешивать с ролью [учёного] секретаря диссертационного совета) предусмотрена в учреждениях высшего профессионального и дополнительного профессионального образования[6].