Шортер, Уэйн


Уэйн Шортер (англ. Wayne Shorter; 25 августа 1933[4][5][…], Ньюарк, Нью-Джерси[2] — 2 марта 2023[1][2], Лос-Анджелес, Калифорния[2]) — американский джазовый саксофонист и композитор.

Шортер обрёл известность как саксофонист и композитор коллектива Арта Блэйки Jazz Messengers в 1950-х годах. В 1964 он присоединился к квинтету трубача Майлза Дейвиса, для которого также писал музыку. Один из основателей джаз-фьюжн коллектива Weather Report, с 2000 года лидер собственного джазового квартета. Часто выступал и записывался с Херби Хэнкоком, а также со многими другими известными джазовыми и рок-музыкантами. 11 премий «Грэмми», в том числе в престижной номинации «За достижения всей жизни» (2015). В 2017 году был награждён премией Polar Music Prize[6].

Уэйн Шортер родился в афроамериканской семье в городе Ньюарк (штат Нью-Джерси). Посещал Высшую школу искусств в Ньюарке[7]. Любил музыку и воодушевившись отцом стал изучать кларнет[8]; его старший брат Алан играл на альт-саксофоне[9], прежде чем поступил в класс трубы в колледж. В старшей школе Уэйн играл с коллективом Nat Phipps Band[10][11]. Окончил музыкальный факультет Нью-Йоркского университета в 1956[12][13], затем служил 2 года в армии[14], которые свели его с пианистом Хорасом Сильвером. После армии играл с Мейнардом Фергюсоном[14][15]. В молодости Уэйн Шортер получил прозвище «Mr. Gone», которое впоследствии дало название одному из альбомов группы Weather Report[16][14]. В 1958 году Шортер присоединился к Jazz Messengers Арта Блейки, где пробыл четыре года[17] и в конце концов стал музыкальным директором коллектива. Вместе они совершили поездку по США, Японии и Европе, записали несколько признанных альбомов, а также сочинили множество произведений. За это время Шортер «зарекомендовал себя как один из самых одарённых молодых саксофонистов» и получил международное признание[18].

В 1964 году Майлзу Дейвису удалось привлечь Шортера в свой квинтет, хотя ещё в 1960-м Джон Колтрейн предлагал кандидатуру Уэйна Шортера на своё место после ухода из группы Майлса. В 1967 году Шортер стал участником квинтета вместе с Херби Хэнкоком, Роном Картером и Тони Уильямсом, и этот состав впоследствии получил название Второго великого квинтета[20] (чтобы отличать его от квинтета с Колтрейном). Коллектив снискал мировую славу, во многом благодаря композициям Уэйна Шортера (таким, как «Prince of Darkness», «E.S.P.», «Footprints», «Sanctuary», «Nefertiti» и другим). Шортер некоторое время продолжал работать с Майлзом после распада квинтета в 1968 году. Его можно услышать на ранних и ключевых пластинках Майлса в стиле джаз-фьюжн, как «In a Silent Way» и «Bitches Brew» (обе — 1969 года). Последние концертные выступления и студийные записи с Дэвисом прошли в 1970 году.