Джентиле да Фабриано


Дженти́ле да Фабриа́но (итал.  Gentile da Fabriano), настоящее имя ─ Дженти́ле ди Никколо́ ди Джова́нни Ма́сси (итал. Gentile di Niccolò di Giovanni Massi[4]; 1370[1][2], Фабриано, Марке — 1427, Рим[3]) — итальянский живописец, крупнейший представитель интернациональной готики в Италии.

Учился в своём родном городе у художника Аллегретто Нуци, которого наряду с Франческуччо Гисси считают основателем местной художественной школы в Фабриано. Вероятно, сблизился в юности с кем-нибудь из сиенских мастеров и быстро достиг большой известности.[5]

Работал в Центральной Италии — в Брешии, Венеции, Флоренции, Сиене, Орвието и в Риме, где с 1426 года и до своей смерти занимался украшением Латеранского собора фресками, изображающими сцены из жизни Иоанна Крестителя.

После его смерти, его младший современник и друг Пизанелло, которому Джентиле завещал свои рабочие инструменты, завершил роспись базилики (не сохранилась).

Фрески в Сан-Джованни ин Латерано, равно как того же рода произведения Джентиле в других местах (например, в венецианском Палаццо Дожей) погибли. О его даровании можно получить представление только по немногим дошедшим до нас станковым картинам его работы, из которых самые замечательные — «Поклонение волхвов» (один из лучших образцов интернациональной готики), «Коронование Марии» и «Бегство в Египет».

Их главные достоинства — оживлённость композиции, тщательно разработанный, тонкий рисунок, благородство и экспрессивность фигур, свежесть красок. Деликатностью моделировки лиц, нежной бледностью их карнации и умением одушевлять их чувством благочестия Джентиле напоминает фра Беато Анджелико.