Фаду


Фа́ду[1] (порт. fado [ˈfadu][2])португальский музыкальный (исторически — также танцевальный) жанр[3]: буквально означает «фатум», «судьба»; доминантной эмоцией в произведениях является принятие горькой судьбы[4][5]. Основные разновидности — лиссабонское и коимбрское фаду[3][5].

История фаду вызывает споры[3]. Согласно наиболее распространённой версии, фаду появился в Лиссабоне (порт. fado de Lisboa) во второй четверти XIX века в маргинализированном квартале Алфама, где перемешались народы и традиции Пиренейского полуострова, Южной Америки (в особенности Бразилии) и Африки после периода колониальной экспансии Португалии[3][4][5]. Сильное влияние на становление фаду оказали танцы фофа (порт. fofa), распространённый в Португалии и Бразилии, бразильский лунду[en] (порт. lundu), возникший в Африке, и фанданго[3][4][5]. Другой источник жанра — португальская литература и поэзия, в особенности катрен и модинья[4][5]. Изначально словом фаду называли бразильский танец[6][7][8] под пятиструнную гитару, однако современный фаду испытал влияние вышеперечисленных жанров, а пятиструнная гитара была вытеснена португальской гитарой[3].

Драматичная манера исполнения первой знаменитой фадишты-женщины Марии Северы, включавшая множество импровизаций, повлияла на весь лиссабонский фаду[5]. Привычку выступать в чёрной шали у Северы переняли последующие поколения исполнительниц[5].

Развитие фаду в XX веке происходило в том числе и в авторитарно-диктаторский период, именующийся «Новым государством», в этот период цензура правила тексты песен, а исполнителям приходилось обращаться за разрешениями на пение[3]. Несмотря на это, в данный период работали такие выдающиеся исполнители, как Амалия Родригеш, Алфреду Марсенейру[pt], Армандинью[en], Мартинью д’Ассунсан (порт. Martinho d'Assunção)[3], Карлуш ду Карму[pt] [en], Эрсилия Кошта[pt], Берта Кардозу[pt], Эрминия Силва[pt], Мария-Тереза де Норонья[pt] [en], Лусилия ду Карму[pt], Карлуш Рамуш[pt] и Фернанду Фаринья[pt][9]. Амалия Родригеш, сочетавшая в своём творчестве лиссабонскую традицию исполнения с испанскими и мексиканскими ритмами и современными стихами, стала настолько важной фигурой в мире фаду, что после её смерти в Португалии был объявлен трёхдневный траур[5].

Хотя многие фадишты не поддерживали власть, среди певцов фаду есть и носители правых взглядов, сторонники «Нового государства» — например, Жуан Брага.

После падения режима Салазара и революции популярность жанра некоторое время переживала спад, однако впоследствии фаду снова набрал популярность в новой роли — как важный элемент национальной культуры[3][5]. Количество импровизационных элементов из-за этого уменьшилось[5]. Новое фьюжн-направление в фаду создал Жозе Афонсу, комбинировавший его с рок-музыкой и фольклорными традициями[5].