Файнер, Герман


Герман Файнер (англ. Herman Finer; 24 февраля 1898, Герца, Королевство Румыния[4] — 4 марта 1969, Чикаго, США) — англо-американский политолог и теоретик в области государственного управления.

Герман Файнер родился в бедной еврейской семье, которая покинула Румынию когда он был ещё ребёнком и обосновалась в Лондоне. Здесь отец Файнера держал лавку зеленщика на небольшом рынке на улице Чепэл-Стрит в лондонском районе Ислингтон. Родители Файнера погибли во время налёта немецкой авиации на Лондон в январе 1945 года.

В 1920 году окончил школу экономики Лондонского университета и преподавал там же до 1942 года. В годы обучения выступал за университетскую команду по боксу в лёгком весе. Был активным членом Лейбористской партии, участвовал в работе Лондонского муниципалитета. Одним из первых ввёл в университетах Великобритании преподавание сравнительной политологии и управления обществом в качестве академических предметов.

В 1946—1965 годах — профессор обществоведения (social sciences) Чикагского университета. В послевоенные годы получил широкую известность как радиоведущий транслируемого из Чикагского университета круглого стола по политическим проблемам (University of Chicago Round Table). Подготовил и вёл серию телепередач «Правительство и человеческая природа» (Government and Human Nature). Отдельные из этих радио- и телепередач были выпущены в книжной форме.

Автор множества монографий по различным вопросам политологии, теории государственного управления, обществоведения, правительственного устройства различных стран, структуры итальянского фашизма, а также неоднократно переиздававшегося учебника политологии для университетов «Теория и практика современного правительства» (с 1932 года), книг «Италия Муссолини» (1923), «Президентство: кризис и возрождение» (1960) и других.

Будучи сторонником фабианского социализма, ответил на антисоциалистическую книгу Фридриха фон Хайека «Дорога к рабству» работой «Дорогой к реакции» (Road to Reaction, 1945), в которой доказывал, что государственное планирование и социальная защита не противоречат принципам демократии.