Фантастика ближнего прицела


Фанта́стика бли́жнего прице́ла — жанр научной фантастики в рамках концепции «реальная фантастика». Имеет параллели с твёрдой научной фантастикой в плане упора на научные достижения, но, в отличие от последней, более приближена к действительности[1].

Согласно этой концепции, сформулированной группой советских критиков и писателей в конце 1940-х — начале 1950-х, главной задачей фантастической литературы является популяризация достижений современной советской науки и техники и их развития в ближайшем будущем. Для фантастики этого направления свойственны интерес к научно-техническим подробностям, слабая психологическая проработанность образов героев, которые имеют в произведении второстепенное значение. Как правило, действие произведений происходит в недалёком будущем и сосредотачивается вокруг описания изобретений, полезных для народного хозяйства[1].

Сам по себе термин «фантастика ближнего прицела» — полемического происхождения, и возник не позднее начала 1960-х годов[2][3].

В том же значении употреблялся и термин «теория предела»[4], реже — «ближняя фантастика»[5] или «фантастика ближнего предела»[6].

Апологетами этого направления фантастики являлись критик С. Иванов и писатель В. Немцов, в рамках «ближнего прицела» писали В. Охотников, В. Сапарин, Г. Адамов и др. В конце 1950-х, с идеологическим потеплением и приходом в советскую фантастику новых авторов, и особенно с публикацией «Туманности Андромеды» И. Ефремова, произошёл отход от этой концепции, хотя идеологическая борьба между её сторонниками и противниками продолжалась и позднее.

Последняя атака на «дальний прицел» была предпринята в декабре 1960 года на Объединённом пленуме Правлений СП РСФСР, Московского и Ленинградского отделений СП РСФСР, участники которого (Олег Коряков, Сергей Сартаков, Вл. Немцов) в предписательной форме указывали на «идеологический вред» космической фантастики, «уводящей от действительности». Их оппонентами оказались при этом такие достаточно консервативные писатели, как Александр Казанцев, Николай Томан, Георгий Тушкан[7]. Претензии «ближнего прицела» на ведущую роль в советской фантастике были окончательно похоронены после полёта Гагарина.