Фармацевтика


Фармаце́втика — часть фармации, связанная непосредственно с производственно-технологическими проблемами процесса изготовления лекарственных средств и субстанций.

Известно, что многие химические соединения, обладающие фармакологическими свойствами, в необработанном состоянии бесполезны либо вредны. Фармацевтика придает подобному веществу уникальную дозированную форму, пригодную для проведения лечения конкретной группы больных при определенном пути его введения и режиме применения.

«Фармацию» и «фармацевтику» можно рассматривать, как разные исторические этапы, два разных подхода к изготовлению лекарственных средств. Традиционный, веками применяемый фармацией метод заключается в малопроизводительном ручном труде (в большей степени направленным на удовлетворение локальных нужд в медикаментах) в "тиши" «фармации» (аптеки) по приготовлению и отпуску ограниченного количества доз лекарства для небольшого круга больных. Полученные таким способом лекарства отличаются недостаточной стандартностью, нередко дают нежелательные побочные реакции у принимавших их больных.

Несовершенство этого неэффективного (для целей глобальной торговли) метода стало очевидно в начале XIX века, когда впервые (в США) началось массовое стандартизованное, высокопроизводительное и экономически более выгодное промышленное производство лекарственных средств — «фармацевтик», на существенно более масштабных предприятиях фармацевтической промышленности. Фармацевтика стала новым технологическим этапом развития фармации, современным методом производства лекарств и лекарственных веществ.

«Фармация» и «фармацевтика» — это два разных конечных результата. Если в настоящее время «фармация» готовит лишь 3% всех потребляемых лекарств, то «фармацевтика» и стоящая за ней фармацевтическая отрасль — 97% потребляемых в мире лекарств, имеющих готовую лекарственную форму.

За рубежом термин «фармация» (аптека) ассоциируют с теми местами розничной торговли в населённых пунктах, где можно приобрести необходимое лекарственное средство или средство по уходу за больным человеком, получить медицинский совет, стать обладателем средства косметики, шампуня, офисных принадлежностей, сладостей и просто что-то перекусить. Что касается фармацевтики, то она торговлей не занимается.