Фаулер, Джеймс Уильям


Джеймс Уильям Фаулер (англ. James William Fowler; 1940—2015) — американский теолог и психолог, профессор теологии университета Эмори, Автор структурной концепции религиозного развития личности, первым применивший к области религиозных явлений операциональную теорию интеллекта Пиаже и теорию морального развития Кольберга.

Родился 12 октября 1940 года в Рейдсвилле (Северная Каролина) в семье служителя методистской церкви. В 1977 году был назначен доцентом теологической семинарии Кэндлера при университете Эмори (Атланта, штат Джорджия), позже — директором Центра исследований в области веры и человеческого развития и Центра этики в том же университете. До выхода в отставку в 2005 году совмещал эти должности с церковным служением в Объединенной методистской церкви.

Дж. Фаулер начал разрабатывать свою концепцию развития веры в 1973 году, вступив, по его собственным словам, в группу последователей Кольберга «как аутсайдер со стороны теологии»[4]. Широкую известность ему принесла вышедшая в свет в 1981 году книга «Ступени веры: психология человеческого развития и поиск смысла»[5]. В ней была развернута шестиступенчатая модель эволюции личной веры, подобная той, что была ранее разработана Кольбергом для описания нравственного развития личности. При построении модели Фаулер отталкивался от когнитивного понимания веры как способа осмысления жизни и мировоззренческой ориентации личности. Книга стимулировала всплеск интереса к психологическим исследованиям в области религиозных убеждений и верований с применением количественных инструментов оценки, таких как шкала развития веры Гэри Лика (FDS)[6] и шкала стилей веры (FSS)[7]. Наиболее широкое практическое применение концепция Фаулера и основанные на ней методы исследования веры нашли в области религиозного образования и пастырской работы.[8][9] Обосновывалась целесообразность опоры на модель Фаулера в педиатрии.[10]

К 2004 году книга «Ступени веры» пережила 40 переизданий.[11] Критическому обсуждению теории посвящены четыре академических сборника:

Первой стадии предшествует «нулевая», соответствующая сенсомоторному периоду развития интеллекта по Пиаже. Фаулер назвал её стадией первичной, или недифференцированной веры. Главным процессом в этот период, длящийся около двух лет, является формирование доверия / недоверия к миру.

Следующие четыре стадии соответствуют финальной стадии развития интеллекта по Пиаже — периоду формальных операций — и слабо привязаны к возрасту. Однако, как и в системе Кольберга, действует принцип, согласно которому достижение каждой последующей стадии невозможно без прохождения предыдущей.