Коппи, Фаусто


Анджело Фаусто Коппи (итал. Angelo Fausto Coppi; 15 сентября 1919 года, Кастеллания — 2 января 1960 года, Тортона) — итальянский шоссейный велогонщик, доминировавший на международной арене в первые годы после Второй мировой войны; считается одним из лучших и самых популярных гонщиков[4][5]. Коппи победил в 118 профессиональных и 20 любительских велогонках, пять раз он выигрывал Джиро д’Италия и дважды Тур де Франс[6].

Коппи был одним из пяти детей Доменико Коппи и его жены Анджолины Бовери[7]. Он родился в 17 часов 15 сентября 1919 года. Мать хотела называть его Анджело, а отец — Фаусто, и он получил двойное имя, хотя на протяжении карьеры был известен только как «Фаусто»[8]. В детстве Фаусто обладал слабым здоровьем и не проявлял интереса к школе. В 13 лет он прогуливал уроки, целый день катаясь на ржавом велосипеде без тормозов[9], после чего бросил школу и стал работать у мясника в Нови-Лигуре. Страсть Фаусто к велоспорту поддержал его дядя, офицер торгового флота и также поклонник велогонок, давший ему 600 лир на покупку нового велосипеда[10]. В 15 лет Коппи впервые участвовал в велогонке среди других подростков-любителей. Победа в гонке принесла ему 20 лир и бутерброд с салями. В начале 1938 года он получил лицензию велогонщика, и выиграл первую гонку около магазина мясника. За победу ему достался будильник.

В магазине мясника Коппи часто встречал бывшего боксёра Джузеппе (Бьяджо) Каванну, сыгравшем большую роль на старте его карьеры. После потери зрения Каванне пришлось работать массажистом. По совету одного из велогонщиков Каванны, Коппи стал приходить к нему. В 1939 году по рекомендации Каванны Коппи получил независимую лицензию, позволявшую участвовать как в любительских, так и в профессиональных гонках. Каванна отправил Коппи на Джиро Тосканы, напутствовав: «Держись за Джино Бартали!» Из-за поломки Коппи вынужден был сойти, но 7 мая к нему пришла первая победа, в Варци. Он оторвался от второго финишировавшего на 7 минут, сбросив преследователей на подъёме. Эта же тактика принесла ему вторую победу, когда он привёз 5 минут преследователям в гонке на приз Павии[6].

Первый большой успех пришёл к Коппи в 1940 году, когда он выиграл Джиро д’Италия. Его карьера прервалась из-за Второй мировой войны, но возвращение было триумфальным. Коппи стал первым гонщиком, покорившем в один год Джиро и Тур де Франс, причём сделал это дважды (1949, 1952). Он побеждал на итальянской супервеломногодневке 5 раз, что является совместным рекордом с Альфредо Биндой и Эдди Мерксом. В 1949 году Коппи «привёз» 11 минут Бартали на этапе КунеоПинероло. В том же году он опередил всех кроме Бартали более чем на 25 минут, Жак Маринелли уступил ему в горах 55 минут[11].