Фетис, Франсуа Жозеф


Франсуа Жозеф Фети́с[4][5] (фр. François-Joseph Fétis; 25 марта 1784, Монс, Священная Римская империя, — 26 марта 1871, Брюссель, Бельгия) — бельгийский музыковед, музыкальный критик и педагог, дирижёр, композитор. Научная деятельность Фетиса способствовала широкому распространению музыкально-теоретической концепции тональности в Западной Европе и в России.

Учился музыке у своего отца и уже в девятилетнем возрасте стал органистом в церкви Сент-Водрю в Монсе. В 1800 г. поступил в Парижскую консерваторию, где учился у Франсуа Адриана Буальдьё, Жана Батиста Рея и Луи Бартелеми Прадера. Уже в 1806 г. Фетис начал свои музыковедческие штудии, работая над «Всеобщим биографическим словарём музыкантов» (первое издание 1834). В 18211832 гг. Фетис преподавал в Парижской консерватории. Однако наибольшую роль в 1820-30-е гг. играла деятельность Фетиса как музыкального критика: после сотрудничества с рядом французских газет он в 1827 г. основал собственную газету «Музыкальное обозрение» (фр. Revue musicale), в которой был основным автором. Суждения Фетиса вызывали большой общественный резонанс. В целом он тяготел к достаточно консервативному вкусу, что, в частности, выразилось в резком неприятии им музыки Гектора Берлиоза: так, в 1835 г. Фетис писал по случаю премьеры Фантастической симфонии Берлиоза, что композитор «лишён мелодического вкуса и малейшего чувства ритма, а его гармонии, представляющие собой нагромождение звуков, собранных в кучу наиболее чудовищным образом, умудряются при этом быть плоскими и чрезвычайно скучными».

В 1833 г. по приглашению короля Бельгии Леопольда I Фетис покинул Париж и возглавил Брюссельскую консерваторию, которую за 37 лет руководства превратил в учебное заведение европейского уровня. Фетис не только преподавал, но и дирижировал получившими большую популярность консерваторскими концертами, выступал с многочисленными популярными лекциями. В числе его известных учеников — композитор Арман Лимнандер де Нивенгове.