Физика (Аристотель)


«Физика» (греч. Φυσικά) — фундаментальный трактат Аристотеля, заложивший основы физики как науки (в доклассическом, доньютонианском смысле). Трактат состоит из 8 книг, где физика впервые рассматривается не как учение о природе, а как наука о движении, категория которого подразумевает время, пустоту и место.

В первой книге Аристотель полемизирует с элеатами (Парменид и Мелисс), утверждавшими невозможность движения, ибо, по их мнению, из ничего ничто не возникает. Аристотель в конце книги как раз допускает возникновение сущего из не-сущего, для обоснования этого тезиса он вводит различие между возможностью и действительностью, а также между формой и материей.

Во второй книге Аристотель обращается к природе (греч. Φύση) и доказывает, что в природе содержатся начала движения и покоя. Он противопоставляет её искусству и усматривает в ней начала материи и формы. Далее он излагает учение о четырёх причинах и отделяет случайное от самопроизвольного.

В третьей книге Аристотель переходит к основному содержанию, отождествляя природу с движением, после чего именно движение (греч. κίνησις) становится основной темой его рассуждения. Движение является переходом возможности в действительность и тесно связано с понятиями времени, места и пустоты. Аристотель заканчивает книгу рассмотрением бесконечности.

В четвёртой книге Аристотель рассматривает перемещение как основной вид движения, важным фактором которого является место. Пустоту (греч. κενόν) и хаос он также рассматривает как разновидность места (греч. τόπος). Однако, пустоту Аристотель не считал действительно существующей. Любое место характеризуется тремя измерениями: длиной, шириной и глубиной. При этом Аристотель различает понятия тела (греч. σῶμα) и места, поскольку тело может уничтожиться, а место нет. Предельным местом всех вещей является небо, которое отождествляется со Вселенной. Также Аристотель замечает, что простые элементы обладают стремлением: так огонь стремится вверх, а земля — вниз. Заканчивает 4-ю книгу Аристотель рассуждением о времени. Он опровергает тех, кто отождествляет время с движением, поскольку движение может увеличиваться или замедляться, тогда как время всегда постоянно, тем не менее, если нет изменения, то нет и движения. «Время есть число движения» (греч. ὁ χρόνος ἀριθμός ἐστιν κινήσεως), заявляет Аристотель (IV,11).

В пятой книге Аристотель рассматривает такие виды движения как возникновение и уничтожение. Разбирая философские категории, он замечает, что не ко всем из них можно применить движение, но только для качества, количества и места.