Филидор, Франсуа-Андре


Франсуа́-Андре́ Даника́н Филидо́р (фр. François-André Danican Philidor, 7 сентября 1726, Дрё, Франция — 31 августа 1795, Лондон) — французский шашечный и оперный композитор, шахматист, шахматный теоретик, в своё время считался сильнейшим шахматистом в мире. Предвестник позиционной шахматной школы.

Родился 7 сентября 1726 года в Дрё (Франция). Отец — придворный музыкант и композитор Андре Филидор (старший). В шесть лет был принят в придворную хоровую капеллу Версаля. Ученик А. Кампра. После окончания обучения переехал в Париж, где посещал кафе «Режанс»; там он брал уроки шахмат у Легаля. Проживал в Нидерландах, Англии, Пруссии (1745—1754). Умер в Лондоне 31 августа 1795 года.

Как композитор широкую известность завоевал прежде всего своими мелодически привлекательными комическими операми, которых за свою жизнь написал свыше 30. Первая из его комических опер «Сапожник Блез», была поставлена в Париже в 1759 году. Большинство из последовавших за ней сценических произведений исполнялось также в Париже[1]. Было написано также несколько опер патетико-трагедийного плана, в которых Филидор опирался на традиции творчества К. В. Глюка. А в своих идейно-эстетических установках был близок к энциклопедистам[1].

Будучи в Англии, Филидор познакомился с музыкой Генделя и, подражая ей, начал писать мотеты (1754). Но вскоре Филидор обращается к сочинению комических опер и достигает в этом жанре больших успехов. Он жил попеременно в Париже и Лондоне, где состоялись премьеры его опер. Сюжетами для своих произведений Филидор выбирал незатейливые бытовые комедии. Героями его опер большей частью были ремесленники, крестьяне, солдаты. Значительное место в них занимали жанровые сцены из жизни простого люда. Филидор превосходил своих современников А. Гретри и Монсиньи в богатстве гармонического языка, в более интересном построении ансамблей, в красочности оркестра, но значительно уступал им как мелодист. В опере «Том Джонс» по сюжету романа Генри Филдинга (пост. 1765) Филидор впервые ввел в квартет солистов без инструментального сопровождения, производивший в те годы огромное впечатление на зрителей. Новым в его комических операх была и замена обычных куплетов различными формами арий и ансамблей. Филидор писал и оперы-сериа, среди которых имела успех «Эрнелинда, принцесса Норвежская» (1767; 2-я ред. — «Сандомир, датский принц» — 1769). Некоторые оперы Филидора успешно шли и на русской сцене.

Является одним из виднейших шахматных теоретиков XVIII века. Подверг серьёзному пересмотру взгляды предшественников, прежде всего итальянских мастеров, считавших, что наилучшим стилем игры является массированная атака на короля противника всеми наличными средствами, и использовавших пешки только как вспомогательный материал.