Филимонов, Георгий Дмитриевич


Родился в 1828 году (в «Некрологе» — 1829) в семье полтавского помещика. Воспитывался в Московском дворянском институте, после чего окончил историко-филологический факультет Московского университета (около 1848[1]). «Еще будучи юношей Г. Д. Филимонов стал интересоваться русскими древностями и проводил свободное время в осмотре кремлёвских соборов, ризниц, Оружейной палаты, частных собраний древностей».

В 1849 году издал свою первую археологическую работу: «Описание памятников древности церковного и гражданского быта Русского музея П. Коробанова» (М.: Унив. тип., 1849. — [8], 28 с., 60 л. ил.), показав себя хорошим для того времени знатоком иконописи. В 1850 году в «Архиве Калачева» (кн. 1) Филимонов напечатал статью: «О древней в России портретной живописи».

С 1849 года в течение пяти лет он работал библиотекарем в Харьковском университете. Затем вернулся в Москву. В 1856 году Г. Д. Филимонов был прикомандирован к московской Оружейной палате для объяснения её коллекций съехавшимся в Москву, по случаю коронационных празднеств, иностранцам; в 1858 году стал заведующим архивом и канцелярией Палаты.

В 1859 году появилось его исследование «Церковь Св. Николая Чудотворца на Липне, близ Новгорода: Вопрос о первоначальной форме иконостасов в русских церквах», в которой он заявил о тесной связи археологии с современным искусством, которое без её посредства может только стремиться к восстановлению древнего стиля (например в церковных постройках), а на самом деле будет искажать его. Сразу после этого в 1-й книге «Летописей» Н. С. Тихонравова он поместил небольшую статью «Дополнительные сведения об истории Остромирова Евангелия», в которой на основании собственного открытия, разъяснил, откуда и когда этот драгоценный памятник попал в Петербург. Затем он исследовал оклад Мстиславова Евангелия и исторические данные о нём, уделив внимание финифтевым миниатюрам (Оклад Мстиславова евангелия: Разбор древнейших финифтей в России).

С открытием в Москве Румянцевского музея он, не оставляя службы в Оружейной палате, начал работать в отделении древностей этого музея, значительно увеличив его объём. Фактически он стал создателем этого отделения и бессменно руководил им в течение двадцати семи лет.