Филипп II (митрополит Московский)


Митрополи́т Фили́пп II (в миру Фёдор Степа́нович Колычёв; 11 февраля 1507, Москва — 23 декабря 1569, Тверь) — епископ Русской церкви, митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, известный обличением злодейств опричников царя Ивана Грозного[1].

До избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря, где проявил себя как способный руководитель. Из-за несогласия с политикой Ивана Грозного и открытого выступления против опричнины попал в опалу. Решением церковного собора лишён сана (степени священства) и отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь, где был убит Малютой Скуратовым.

В 1652 году по инициативе патриарха Никона мощи Филиппа были перенесены в Москву. Он был прославлен для всероссийского почитания как святитель Филипп Московский. Память совершается 9 января, 3 июля и 5 (18) октября[2] (по юлианскому календарю).

Родился Фёдор 11 февраля 1507 года[3]. Принадлежал к младшей ветви боярского рода Колычёвых. Отец его Степан Иванович (по прозванию Стенстур, дядька младшего сына великого князя Василия III — углицкого князя Юрия[4]) готовил сына к государевой службе. Мать Варвара (в иночестве Варсонофия) воспитывала его в духе христианского благочестия[5]. Фёдора обучали грамоте по книгам Священного Писания, а также владению оружием, верховой езде и другим воинским навыкам[6]. Молодой Фёдор хотя и приобщался к воинским навыкам, но больше тяготел к молитве и книгам[7]. До 30 лет он находился при великокняжеском дворе Василия III, снискав симпатии молодого Ивана IV[8] (по другой версии, Фёдор был взят на службу в возрасте 26 лет уже после смерти великого князя Василия ко двору его сына Ивана, находившегося под опекой боярской комиссии[6]).

В 1537 году, при малолетнем великом князе Иване Васильевиче, его родственники стали на сторону старицкого князя Андрея Ивановича, поднявшего в Новгороде бунт против Елены Глинской[9]. Род Колычёвых подвергся опале: дядя Фёдора, Иван Умной-Колычёв, попал в тюрьму, его троюродные братья Андрей Иванович и Гаврила Владимирович были биты кнутом и казнены. После этого Фёдор тайно покинул Москву.

Связь между уходом Фёдора из Москвы и мятежом Андрея Старицкого ставится под сомнение[10]. Житие (составленное в конце XVI века) придаёт бегству мотив религиозного прозрения: