Филолай


Филола́й Кротонский (др.-греч. Φιλόλαος, около 470 — после 400 до н. э.) — древнегреческий философ-пифагореец, математик, современник Сократа и Демокрита.

Сведения о жизни Филолая скудны, что связано с тем, что философ не имел при жизни той славы, которой обладали другие личности, что отмечает Клавдий Элиан. Ключевым источником о жизни Филолая является трактат Платона под названием «Федон»[1].

Родным городом Филолая считается Кротон в Южной Италии (отсюда его распространённое именование Филолай из Кротона); иногда называется также Тарент. Учеником Филолая был Архит Тарентский; среди учеников Филолая упоминается ряд последних пифагорейцев, которых ещё видел Аристоксен.

Когда демократическая партия в Метапонте восстала против пифагорейцев и сожгла дом, в котором проходили их собрания, Филолай бежал в Луканию. Позднее он переселился в Фивы, где жил ещё незадолго до смерти Сократа.

Филолай является первым из пифагорейцев, написавших книгу, однако многие его фрагменты позже были признаны псевдэпиграфами, поскольку приписывали ему платоновские и аристотелевские идеи. Другие же были признаны подлинными на основании описания Аристотелем пифагорейской мысли V века[2]. Фактическое существование произведения, написанного Филолаем, приводится в сочинение о медицине Менона, ученика Аристотеля[3]. Филолай первый обнародовал пифагорейское учение о природе и устройстве Вселенной. Сочинение Филолая «О природе», состоявшее из трёх книг — 1) учение περί κόσμου (ο гармонии и космологии), 2) περί φύσεως (о числе и о его значении в мирообразовании), 3) περί ψυχής (о душе и душепереселении) — дошло до нашего времени лишь в отдельных фрагментах (надёжность которых ныне ставится под сомнение[4]). По просьбе Платона оно было куплено для него Дионом в Сицилии: от Платона оно перешло к Спевсиппу.

Согласно Аристотелю, Филолай первым предположил возможность движения Земли, утверждая, что смена дня и ночи вызвана движением планеты вокруг воображаемого центра Космоса.