Философский роман


Философский роман — художественное произведение в романной форме, иллюстрирующее те или иные философские концепции. Термин получил распространение в XX веке, хотя его применяют и к произведениям, написанным ранее (начиная с арабской аллегории XII века «Хай ибн Якзан»[1][2]).

Зачастую философский роман призван проиллюстрировать ту или иную философскую позицию. Термин «философский роман» не имеет чёткого истолкования, потому что многие филологические научные школы вкладывают в это понятие разное значение. Тем не менее термин является устоявшимся и часто применяется как в научной, так и в более популярной литературе. Некоторые произведения, охарактеризованные как «философский роман», часто одновременно могут быть названы романом воспитания. С этим жанром философский роман роднит особое внимание к истории формирования мировоззрения персонажа и то значение, которое в сюжете играет интеллектуальная жизнь героев, а также её концептуальное осмысление. Однако философский роман может не содержать описание взросления и становления характера главных персонажей, что является характерной особенностью для романа воспитания.

Философским романом иногда называют произведения, написанные в жанре утопии или антиутопии. Это происходит благодаря особенному концептуальному рассмотрению в утопиях или антиутопиях тех или иных явлений общественной жизни, философскому анализу всего общества в целом, а также проблемам исторического развития общества.

Предпосылки создания жанра можно заметить уже в античности. Платон и Ксенофонт создали жанр философского диалога, в котором художественное значение текста не уступает его концептуальному значению. В литературе средних веков были распространены аллегории, в которых также можно заметить тесную взаимосвязь между чисто художественной формой выражения и философским смыслом произведения.

Большую роль в становлении жанра сыграли сатирические притчи Джонатана Свифта и Мандевиля. К предтечам философского романа можно отнести и «Робинзона Крузо» Даниэля Дефо.

Философский роман как таковой возник в Западной Европе в век Просвещения, когда были созданы такие классические образцы жанра, как «Кандид» (1759) Вольтера или «Племянник Рамо» (точная дата написания неизвестна) Дидро. Издание романов французского философа Руссо «Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль» (1762) окончательно определило значение этого жанра в литературе. Немецкий философ Якоби вначале решил изложить свои взгляды именно в художественной форме, опубликовав в 1779 философский роман «Вольдемар». К традиции философского романа относятся и произведения Сада, которые, несмотря на свою скандальную репутацию, во многом являются и продолжением этой литературной традиции и очередным этапом её развития, зачастую пародийным.