Карлсон, Фил


Фил Карлсон (англ. Phil Karlson, имя при рождении — Philip N. Karlstein; 2 июля 1908 года, Чикаго — 12 декабря 1985 года, Лос-Анджелес) — американский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, более всего известный своими суровыми фильмами-нуар 1950-х годов.

Наибольший вклад в кинематограф Карлсон внёс «серией неприукрашенных криминальных мелодрам, отличавшихся реалистичностью деталей и сценами насилия. Наиболее выдающимися среди них были „Тайны Канзас-сити“ (1952), „Скандальная хроника“ (1952), „Ривер-стрит, 99“ (1953) и три фильма 1955 года — „Узкое место“, „Пятеро против казино“ и „История в Феникс-сити“ (в которой ведущий актёр носил реальную одежду жертвы убийства, вокруг истории которого построен фильм)»[4].

«Благодаря таким экономичным, полным напряжения работам, как „Ривер-стрит, 99“, „Узкое место“ и великолепная „Фениксийская история“ Карлсон был признан ценителями как один из лучших режиссёров в жанре фильм-нуар»[5]. «Хотя Карлсон получил свою долю внимания со стороны критики и достиг почти что культового статуса, тем не менее, он так и остался режиссёром категории В на протяжении всей своей карьеры»[4].

Фил Карлсон родился 2 июля 1908 года в Чикаго в семье «популярной ирландской актрисы Лилиан О’Брайен (которая доказала свою многогранность, став ведущей фигурой американского театра на языке идиш[5]. Карлсон занимался живописью в Институте искусств в Чикаго, затем «по указанию отца отправился изучать юриспруденцию в католический Колледж Лойола Меримаунт в Лос-Анджелесе»[5].

«Чтобы оплачивать свои счета, Карлсон стал выполнять различные случайные работы на студии „Юниверсал пикчерс“»[6]. Он получил работу реквизитора, затем довольно долго выполнял любую работу, которую ему поручали[7], прокладывал свой путь наверх по кинематографической лестнице как монтажёр и редактор[5], был ассистентом режиссёра на нескольких фильмах про Эбботта и Костелло и начал ставить короткометражные фильмы[7].

Карлсон поднялся на уровень постановщика художественных фильмов категории В на студии «Коламбиа пикчерс», затем поставил несколько низкобюджетных триллеров на студии «Монограм»[5].