Финчер, Дэвид


Дэ́вид Э́ндрю Ле́о Фи́нчер (англ. David Andrew Leo Fincher; род. 28 августа 1962) — американский кинорежиссёр, продюсер и клипмейкер. Его фильмы, в основном психологические триллеры и биографические драмы, удостоились 40 номинаций на премию «Оскар», включая три в категории «Лучшая режиссура».

Впервые Финчер добился признания как режиссёр музыкальных клипов, среди которых «Express Yourself» и «Vogue» для Мадонны, получившие премию MTV Video Music Award за лучшую постановку. Дебютной киноработой Финчера стал «Чужой 3» (1992), над которым Дэвид не имел творческого контроля, получивший неоднозначные отзывы. Затем Финчер обрёл успех с триллерами «Семь» (1995), «Игра» (1997) и «Бойцовский клуб» (1999), в которых выработался его узнаваемый стиль.

За биографический фильм «Социальная сеть» Финчер получил премии «Золотой глобус» и BAFTA в категории «Лучшая режиссура» . Самыми кассовыми работами режиссёра стали драма «Загадочная история Бенджамина Баттона» и детектив «Исчезнувшая», собравшие свыше 300 миллионов долларов по всему миру, при этом «Баттон» получил тринадцать номинаций на «Оскар» и одиннадцать на BAFTA.

Также Финчер выступил автором идеи, исполнительным продюсером и режиссёром нескольких эпизодов сериалов Netflix: «Карточный домик» (2013—2018), «Охотник за разумом» (2017—2019) и «Любовь. Смерть. Роботы». Последний принёс Финчеру три премии «Эмми» в номинации «Лучшая короткометражная анимационная программа», а пилотная серия «Карточного домика»[en] — эту же награду в категории «Лучшая режиссура драматического телесериала». Финчер — один из основателей компании Propaganda Films[en], специализирующейся в создании фильмов и музыкальных клипов.

Дэвид Эндрю Лео Финчер родился 28 августа 1962 года в Денвере, штат Колорадо[3]. Его мать, Клэр Мэй, была медсестрой в сфере психиатрии, а отец, Говард Келли «Джек» Финчер[en], — автором и руководителем бюро журнала Life[4]. В апреле 2003 года Говард скончался от рака[5]. Когда Дэвиду было два года, семья переехала в Сан-Ансельмо, Калифорния, где кинорежиссёр Джордж Лукас был одним из его соседей[4]. В восемь лет у Финчера возникло пристрастие к кинематографу. После просмотра документального фильма о создании кинокартины «Бутч Кэссиди и Санденс Кид» он начал снимать фильмы, используя 8-мм кинокамеру[4][3].