Фломская железная дорога


Фломская железная дорога (норв. Flåmsbana) — железная дорога на западе Норвегии протяжённостью 20,2 км. Является веткой Бергенской железной дороги. Имеет наибольшую в мире крутизну подъёма. Проходит через долину Фломс, соединяясь с Согне-фьордом. Дорога поднимается крутыми виражами по исключительно живописной горной местности, жемчужиной которой является водопад Кьёсфоссен. В настоящее время железная дорога используется, прежде всего, в туристических целях.

Перепад высот линии составляет 863 метра. Почти 80 % всей трассы имеет степень подъёма в 55 тысячных долей, что соответствует подъёму более чем в один метр на каждые 18 метров пути. Напряжение в системе энергоснабжения — 15000 В. Дорога проходит через 20 тоннелей, наиболее сложный из которых — многоярусный тоннель Венде. Минимальная из кривых малого радиуса составляет 130 метров. С учётом крутизны трассы на дороге устроены 5 специальных тормозных систем. 7-вагонные поезда, ведомые электровозами, развивают скорость до 40 км/ч[1].

Фломсбана является самым популярным железнодорожным туристическим объектом в мире. Билет с проездом «туда и обратно» стоил в 2016 году 56 евро. Посещаемость составляет до 600 тысяч туристов в год[1].

Планы постройки железной дороги, которая бы соединила Осло и Берген (около 500 км), возникли в 1871 году. Железная дорога планировалась состоящей из 2 веток. Узкоколейка между Бергеном и Воссом была открыта в 1883 году, а к 1909 году была переведена на стандартную ширину колеи.

Первые инженерные изыскания для Фломской линии относятся к 1893 году. На основании чего было принято решение о строительстве узкоколейной железной дороги протяжённостью 18 км.

Несмотря на то, что решение о строительстве ветки было принято парламентом в 1916 году, технические характеристики дороги были утверждены только в 1923 году.