Фолк-ривайвл


Фолк-ривайвл (от англ. folk revival «народное возрождение», «фолк-возрождение»[1]) — явление, суть которого в том, что молодые певцы и музыканты проявляют интерес к традиционной музыке и увековечивают её в своем творчестве[2][3]. При этом зачастую такие артисты культурно крайне далеки от музыки, которую они «возрождают»[4] — они не являются представителями традиционной культуры какой-либо региональной, расовой или этнической группы[2][3]. Например, с 1950-х годов, типичной движущей силой фолк-ривайвлов был образованный средний класс[4]. В этой связи для фолк-ривайвлов характерно сущностное противоречие — преимущественно городские, молодые, образованные представители среднего класса чествуют аутентичность музыки сельских культур, исчезнувших десятилетия или даже столетия назад[4].

Круг ценителей традиционной музыки в обычных условиях ограничен малыми сообществами, обособленными от популярного мейнстрима, но в ходе фолк-ривайвлов она представляется более широкой аудитории[5]. Само явление ривайвла предполагает не только воссоздание, но и перерождение музыки, помещение её в новый контекст, поэтому многие артисты фолк-ривайвлов открыты широкому спектру самых разных музыкальных влияний[6]. Ривайвлы часто стимулируют коммерческий интерес и кроме исполнителей в них могут вовлекаться собиратели фолклора, менеджеры, учёные, журналисты, писатели, владельцы рекорд-лейблов и магазинов[7]. Фолк-ривайвлы также обычно сопряжены с дискуссиями о подлинности воссоздаваемых народных традиций и о том, кто вправе возглавлять подобные движения[2].

Природа фолк-ривайвлов, как и ривайвлов в целом, является комплексной[8]. В их основе может быть стремление к аутентичности из-за недовольства современной музыкой; желание вернуться к истокам или основам жанров; представления о прошлом как о музыкально и социально непрерывном и целостном в противовес массовому производству, мимолетным трендам, моде и медийному распространению музыки сегодня[8]. Идеи о «лучших временах», «естественной» музыке, индивидуальном и коллективном «чистом» творчестве вне влияния прогресса — среда, в которой расцветают ривайвлы[8]. По этой же причине фолк-ривайвлы часто обусловлены не только музыкальными, но и политическими мотивами, в частности, левыми идеями, что ярко проявилось, например, в 1930-е годы в США[2].