Модерата Фонте


Моде́ста ди Поццо ди Форзи (итал. Modesta di Pozzo di Forzi, 1555—1592), более известная под псевдонимом Модера́та Фонте (Moderata Fonte), — венецианская писательница и поэтесса.

Родители Поццо умерли от чумы когда ей был всего один год. Вместе со старшим братом она жила у бабушки и ее второго мужа[4]. Несколько лет она провела в монастыре Санта-Марта, где, благодаря ее хорошей памяти, ее часто показывали прихожанам как вундеркинда: она могла повторить проповедь, которую услышала или прочитала всего один раз[5]. В девять лет она вернулась из монастыря в дом бабушки. Там она выучила латынь и способы построения композиции, а также научилась рисовать, петь и играть на музыкальных инструментах[6].

Одной из первых работ Модесты является музыкальная пьеса под названием Le Feste, которую в 1581 году исполнили перед Николо да Понте на празднике в честь дня святого Стефана. Эта пьеса состоит из 350 стихов. В том же году была издана ее эпическая поэме I tredici canti del Floridoro, посвященная Бьянке Каппелло и ее мужу Франческо I Медичи. Это считается второй рыцарской поэмой, написанной итальянской женщиной[5], первой была Il Meschino авторства Туллии д’Арагона. Поццо написала две большие религиозные поэмы: La Passione di Cristo и La Resurrezione di Gesù Cristo nostro Signore che segue alla Santissima Passione in otava rima da Moderata Fonte. В этих поэмах она детально описала эмоциональную реакцию Девы Марии и Марии Магдалины на смерть и воскрешение Иисуса. Она верила в том, что женщины принимали активное участие в упомянутых библейских событиях[6].

Самые известные произведения Модесты, диалоги Giustizia delle donne («Женское правосудие») и Il Merito delle donne («О достоинстве женщин»), были опубликованы в 1600 году, посмертно. Они были опубликованы в составе сборника «Мир женщин»[7][8]. В них она критикует отношения общества к женщинам[7].

Диалоги Giustizia delle donne («Женское правосудие») рассказывают о группе женщин, ведущих беседу в саду. Женщины делятся друг с другом рассказами о несправедливости, с которой им приходится сталкиваться каждый день, и придумывают 12 наказаний (на каждый месяц) для мужчин, которые помогут им понять, что значит быть женщиной. Среди этих наказаний: высмеивание, изоляция от друзей и семьи, принуждение быть «самоотверженными родителями». Самым главным наказанием становится то, что только женщины могут иметь голос в обществе, только они могут заниматься организацией жизни обществе, а мнение мужчин больше ни на что не влияет[9].

Одной из причин того, что две эти рукописи не были опубликованы при жизни Модесты, могло быть то, что они опережали свое время. Так или иначе, в своих диалогах Поццо удалось создать точную картину социальных проблем 16 века[5].