Форд, Джон (режиссёр)


Джон Форд (англ. John Ford, настоящее имя Джон Мартин Фини, англ. John Martin Feeney[3]; 1 февраля 1894, Кейп-Элизабет, Мэн — 31 августа 1973, Палм-Дезерт, Калифорния) — американский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и писатель, крупнейший мастер вестерна, единственный в истории обладатель четырёх «Оскаров» за лучшую режиссуру.

Уроженец Новой Англии, Форд приехал в Калифорнию в июле 1914 года, чтобы работать дублёром, а затем и оператором на фильмах своего старшего брата Фрэнсиса Форда, который играл во многих лентах Томаса Эдисона, Жоржа Мельеса, Томаса Инса и других пионеров кинематографа.

В 1917 году Карл Леммле доверил Форду-младшему кресло режиссёра (как вспоминал сам Форд, за то, что он умел громко кричать на членов съёмочной группы). Из 60 картин (в основном вестернов), которые Форд снял в эпоху немого кино, сохранилось меньше дюжины. Многие из них были сняты всего за два-три дня, однако эпический «Железный конь» 1924 года стал вехой в развитии жанра: на съёмках были заняты 5000 человек.

Форд довольно быстро адаптировался к условиям звукового кино. В 1928 г. он снимает драму «Четыре сына» под явным влиянием «Восхода солнца» Мурнау и с использованием тех же декораций. В 1930-е годы Форд заработал репутацию одного из самых надёжных и «дисциплинированных» режиссёров, у которого «всё под контролем». Именно ему была поручена экранизация нашумевшего романа Джона Стейнбека «Гроздья гнева».

После 10-летнего перерыва Форд решил вернуться к тематике Дикого Запада. Его фильм «Дилижанс» (1939) предопределил пути развития вестерна на годы вперёд. Начиная с этой работы постоянным фоном для вестернов Форда (в каком бы штате ни происходило их действие) становится живописная долина Монументов в штате Юта. Другие режиссёры избегали этих мест, чтобы не быть обвинёнными в имитации фирменного фордовского стиля.

В 1940-е и 1950-е гг. Форд создаёт «золотой фонд» классических вестернов. Над их созданием работала сплочённая съёмочная группа и неизменная труппа актёров во главе с Джоном Уэйном и Генри Фондой[4]. Несмотря на преданность актёров, про жёсткость Форда на съёмочной площадке ходили легенды. Зачастую он провоцировал конфликты между актёрами, чтобы добиться в кадре необходимого эмоционального накала.