Форнарина


Форнарина (итал. La Fornarina, «Булочница») (1500—1522) — полулегендарная возлюбленная и натурщица выдающегося итальянского художника эпохи Высокого Возрождения Рафаэля Санти. Настоящее имя девушки, как считается, Маргерита Лути (итал. Margherita Luti), а своим прозванием она обязана профессии своего отца-булочника (итал. fornaio, fornarino — пекарь). Исторический миф о Форнарине, частично основанный на действительных фактах, сложился в XVIIIXIX веках. Однако его детали до настоящего времени являются предметом споров историков искусства.

Согласно мнению большинства историков искусства[1], Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля — «Форнарина» (15181519) и «Донна Велата» (15161515). Отмечено также, что она вероятнее всего послужила прототипом «Сикстинской мадонны», а также некоторых других женских образов в творчестве Рафаэля римского периода. Называют, например, «Мадонну делла Седиа» и «Фригийскую сивиллу», а также фигуру в Станце д’Элиодоро и Психею на фреске Виллы Фарнезина в Риме.

Основная версия истории её жизни рассказывает, что Форнарина была дочерью Франческо Сенезе, пекаря по профессии. Отца отождествляют с Франческо Лути по прозвищу Сенезе (Senese), потому что он родом из Сиены. Жил в Риме в районе Трастевере, затем на Виа дель Говерно Веккьо (Via del Governo Vecchio) близ Пьяцца Навона, где до сих пор показывают дом с «окошком Форнарины»[2], Via Santa Dorotea 20). Художник и его прекрасная модель познакомились в то время, когда Рафаэль работал над росписями виллы банкира Киджи Фарнезина в Риме, а Маргерита приносила туда свежевыпеченный хлеб. Согласно легенде, банкир Киджи хотел выгнать дочь пекаря, отвлекающую художника, но Рафаэль пригрозил ему в этом случае прекратить работу[3]. Считатеся также, что Рафаэль выкупил её у отца за 3000 золотых и снял ей виллу (как утверждают, в Via di Porta Settimiana)[4].

Форнарина оставалась возлюбленной и натурщицей Рафаэля на протяжении двенадцати лет, до самой смерти художника. Верностью полюбившему её Рафаэлю, как утверждали современники, она не отличалась. В частности, отмечается, что она стала любовницей Агостино Киджи, для которого Рафаэль расписал виллу Фарнезина, а также обращала внимание на учеников художника. Источники указывают, что когда папский посланник прибыл к ложу умирающего Рафаэля, то он потребовал, чтобы рыдающую девушку удалили из помещения, так как передавать папское напутствие в её присутствии он считает несообразным.

Получив по завещанию после ранней кончины 37-летнего Рафаэля (сплетня гласит, что ему стало плохо в её постели) достаточное состояние, тем не менее, Форнарина якобы продолжала вести распутную жизнь и стала, как утверждали, одной из самых знаменитых римских куртизанок.