Форнарина (картина)


«Форнарина» (итал. La Fornarina) — картина выдающегося итальянского художника эпохи Высокого Возрождения Рафаэля Санти, изображающая, как предполагают, его возлюбленную Форнарину. Модель представлена полуобнажённой, в полупрозрачном одеянии, прикрывающей правой рукой грудь в стыдливом движении, известном в классическом искусстве как «Venus Pudica» («Венера Стыдливая»). Левую руку Форнарины украшает браслет с надписью: «RAPHAEL VRBINAS» (Рафаэль Урбинский). Картина хранится в Национальной галерее древнего искусства в Палаццо Барберини в Риме.

Как свидетельствуют рентгенографические исследования, картина была выполнена в два этапа: сначала на месте миртового куста на фоне картины (плохо виден на репродукциях), посвящённого богине любви Венере, существовал пейзаж по типу леонардовского. На этом основании исследователи пытались связать картину Рафаэля с несохранившимися произведениями Леонардо да Винчи[1].

Картина, возможно, была несколько изменена учеником Рафаэля Джулио Романо, который, в частности, добавил браслет с надписью. Произведение находилось в мастерской Рафаэля до самой смерти художника, случившейся вскоре после завершения картины. Упомянутая впервые в коллекции Катерины Нобили Сфорца из Санта-Фьоры в письме вице-канцлера Корасдуза императору Рудольфу II от 1595 года, картина обозначена как «обнажённая женщина, изображённая вживую, полуфигура Рафаэля». После смерти графини в 1605 году картина поступила в коллекцию её зятя Джованни Буонкомпаньи, герцога Сора, где картину заметил Фабио Киджи, который определил её как «non admodum speciosa» (лат., не очень привлекательную). Затем она была приобретена семьёй Барберини и упоминается в описях семейной коллекции с 1642 года. В 1960—1970-х годах картина была передана на несколько лет в галерею Боргезе, после чего вернулась в Палаццо Барберини[2].

Личность модели до настоящего времени вызывает споры. Преобладает её отождествление с Маргеритой Лути, дочерью пекаря, по прозванию «Форнарина», возлюбленной художника. Руку модели украшало обручальное кольцо, закрытое позднейшей записью, что дало основание атрибутировать картину в качестве портрета возлюбленной (и, по одной из версий, тайной жены) художника. Очевидно также сходство «Форнарины» с «Женщиной под покрывалом», изображённой на другой картине Рафаэля — «Донна Велата».

Однако стоит отметить, что название картины «Форнарина» не засвидетельствовано до XVIII века и происходит от подписи, добавленной внизу репродукционной гравюры 1770-х годов. Отмечалось также некоторое несоответствие живописной манеры в изображении головы и тела прекрасной модели.