Форсажная камера


Форсажная камера (сокращенно ФК) — камера сгорания в турбореактивном двигателе, расположенная за его турбиной.

В турбореактивном двигателе имеется избыток кислорода в камере сгорания, но этот резерв мощности не удаётся реализовать простым увеличением подачи горючего — из-за конструктивных ограничений (по температуре, температура газов перед турбиной обычно составляет 1200-1600 К (927-1227 °С)) лопаток турбины, на которые поступают горячие газы. Для повышения тяги турбореактивного двигателя используется впрыск и сжигание дополнительного топлива в форсажной камере, расположенной между турбиной и соплом турбореактивного двигателя. Внутренняя энергия рабочего тела (газов) перед расширением в сопле повышается, в результате чего скорость его истечения существенно возрастает и тяга двигателя увеличивается в некоторых случаях более чем в 1,5 раза (максимальная температура горения керосина составляет 2200 К (1927 °С)[источник не указан 871 день]). В современных двигателях температура газов перед турбиной достигает 1800-1900 К (1527-1627 °C)[источник не указан 871 день].

Топливо в форсажной камере распыляется форсунками и поджигается свечами, как и при запуске ГТД. В дальнейшем, после розжига ФК, процесс горения поддерживается самостоятельно. Причём, в зависимости от типа двигателя, может просто подаваться определённое количество форсажного топлива (нерегулируемый форсаж), или подача форсажного топлива может плавно регулироваться в некоторых пределах перемещением РУД. Для нормального горения топливной смеси, позади турбины устанавливается стабилизатор, функция которого заключается в снижении скорости потока до околонулевых значений (завихрения за стабилизатором).

ТРД и ТРДД с форсажной камерой, как правило, оборудованы сложной автоматикой, в том числе автоматически регулируемым соплом, состоящим из подвижных створок, которые служат для регулировки сечения сопла на разных режимах полёта, и автоматическим воздухозаборником, для регулирования подачи воздуха в двигатель в зависимости от скорости полёта и режима работы двигателя.