Фотоискусство


Фотоискусство — основанное на технологиях фотографии искусство создания фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника.

Фотографическое искусство считается одним из изобразительных искусств и занимает одно из ключевых мест в современной массовой культуре. Для фотоискусства характерно значительное разнообразие технических средств и богатство изобразительного языка. Произведения фотоискусства могут быть как художественным вымыслом, так и художественным документом[1] и противопоставляются бытовой и коммерческой фотографии, которая используется для рекламы товаров и услуг.

В настоящее время не существует чёткого определения понятия «фотоискусство» или «художественная фотография». В качестве примера — определения, встречающиеся в справочниках, научных статьях, интернете.

Некоторые теоретики фотографии[15] отмечают, что фотографию отличает от других искусств второстепенное значение стиля по сравнению с тем, что именно изображено, и тем самым — ослабленная авторская индивидуальность: «Многие опубликованные фотографии выдающихся мастеров, кажется, могли бы быть сделаны другим талантливым профессионалом того же периода»[16].

Один историк фотографии утверждал, что самым ранним представителем «изобразительного искусства» или композиционной фотографии был Джон Эдвин Мейалл[en], который демонстрировал дагерротипы, иллюстрирующие молитву Господа в 1851 году.[17]Преобразование фотографии в часть изобразительного искусства можно отнести к викторианской эпохе. Значительную роль в этом сыграли: Джулия Маргарет Кэмерон, Чарльз Лютвидж Доджсон, Оскар Густав Рейландер и др. До конца 1970-х годов стали преобладать некоторые жанры, такие как: ню, портреты и природные ландшафты (на примере Энсел Адамс). Прорывные «звездные» артисты 1970-х и 80-х годов, такие как: Салли Манн, Роберт Мэпплторп, Роберт Фарбер и Синди Шерман, все ещё сильно полагались на такие жанры, хотя видели их свежими глазами.

Американские организации, такие как Aperture Foundation и Музей современного искусства, много сделали для того, чтобы фотография оставалась в авангарде изобразительного искусства. Создание MOMA отдела фотографии в 1940 году и назначение Бомонта Ньюхолла первым куратором часто приводят в качестве институционального подтверждения статуса фотографии как части искусства.[18]