Франгеш-Миханович, Роберт


Роберт Франгеш-Миханович (хорв. Robert Frangeš-Mihanović; 2 октября 1872[1][2][…], Сремска-Митровица — 12 января 1940[1][2][…], Загреб, Хорватская бановина) — хорватский скульптор, один из основоположников современной хорватской и югославской скульптуры, выдающийся деятель культуры на рубеже XIX—XX столетий.

Роберт Франгеш-Миханович — уроженец полуострова Срем. В 1889 году окончил Загребское ремесленное училище. Затем он учится в Вене, в Школе прикладного искусства (1889—1894 годы) и в Академии изящных искусств, в классе скульпторов Отто Кёнига и Карла Кундмана (1894—1895 гг.). Затем некоторое время преподавал в Загребской Школе прикладного искусства. А завершил Франгеш-Миханович своё художественное образование в Париже, в 1900—1901 годах, где познакомился с О.Роденом и М.Россом. Возвратившись на родину, скульптор вновь преподаёт в загребской Школе прикладного искусства (до 1907 года), затем — в Загребской Академии искусств. Р.Франгеш-Миханович был членом ряда художественных академий, в том числе и за пределами Югославии (например, Пражской Академии). Он явился одним из основателей Общества Хорватских художников (1897), фольклорного общества «Lado» (1904) и Загребской Академии изящных искусств. Известнейшим учеником Франгеш-Михановича был его земляк, сремский хорват Джоза Туркаль (Joza Turkalj, 1890—1943).

Р. Франгеш-Миханович был в своём творчестве весьма разносторонен. Он был выдающимся мастером-медальером, создателем многочисленных литых изображений, таких, как Геракл и бык (1899), Виноградари (1900), Турция (1904) и др., являясь также основоположником хорватского медальерного искусства. Был автором различных статуэток аллегорического, мифологического и религиозного характера (Невинность (1902), Бегство в Египет (1906), Похищение Европы (1906)), а также портретов и бюстов (Вартослава Лисинского (1895), Антуна Михановича (1908), Анте и Степана Радичей (1936)). В 1897 году Р.Франгеш-Миханович создаёт памятник павшим солдатам 78-го полка в Осиеке. Вместе с аллегорическим литьём Философия, этот памятник является наиболее ранним произведением импрессионистского стиля в хорватской скульптуре. В то же время скульптор работал и в академическом направлении, и как символист. В своём позднем, зрелом творчестве он выступает в собственном, реалистическом стиле.

Наиболее известным произведением Р.Франгеш-Михановича является монументальная конная статуя хорватского короля Томислава, отлитая им в 1928—1938 годах и установленная в Загребе после Второй мировой войны, в 1947 году (коммунистическая власть не позволила украсить пьедестал Франгешевыми барельефами и хорватской Шаховницей — лишь в 1991 г. они заняли законное место на пьедестале королевского монумента).