Знаменитые люди (цикл фресок Кастаньо)


«Знаменитые люди» итал. Uomini illustri — цикл фресок Андреа дель Кастаньо, созданный между 1448 и 1451 годами на вилле Кардуччи (итал. Villa Carducci) в Легнайя (итал. Legnaia) недалеко от Флоренции, Тоскана, Италия.

В настоящее время большая часть фресок хранится в галерее Уффици, а в самой вилле остались изображения Мадонны с Младенцем, Адама и Евы и архитектурный декор[1].

Точных сведений о времени исполнения цикла нет. Кастаньо получил заказ на роспись лоджии на вилле Кардуччи, вероятно, в 1448 или 1449 году, а закончил до продажи виллы в 1451 году[2][3].

Заказчиком фресок был владелец виллы Филиппо Кардуччи, влиятельный флорентиец, близкий к Медичи, неоднократно занимавший посты в совете десяти и избиравшийся гонфалоньером справедливости[4]. После смерти Филиппо, последовавшей в июне 1449 года, вилла перешла его родственнику Андреа Кардуччи, а в 1472 году была продана семейству Пандольфини[3].

Лоджия представляла собой прямоугольное помещение, открытое вдоль одной из длинных сторон. На противоположной длинной стене Кастаньо изобразил девять знаменитых людей. Фигуры изображены в нарисованных «нишах», под «нишами» были изображены панели из цветного мрамора, а между ними — пилястры с композитными капителями[5]. Верхняя часть фриза, где изображены путти, венки и геральдические символы, выполнена в 1472 году спустя много лет после смерти Кастаньо[1].

Лоджия впоследствии была преобразована в зал. Несколько позже, вероятно в конце XVI века, стены зала были оштукатурены, и фрески исчезли на два столетия. Девять фресок на длинной стене были раскрыты лишь в 1847—1848 годах, затем перенесены на холст и приобретены правительством Великого Герцога для флорентийской галереи. Там они находились в хранилище, пока в 1865 году не были выставлены в Барджелло. В 1890 году картины были перенесены в трапезную монастыря Сант-Аполлониа, где был организован музей Кастаньо. В 1954 году девять фресок были переведены на основу из штукатурки. Во время флорентийского наводнения 1966 года фрески не пострадали, но были перемещены в основной комплекс галереи Уффици, в зал бывшей церкви Сан-Пьер-Скераджо[it], где с тех пор и хранятся[6][7][1].