Фридхайм, Артур


Артур Фридхайм (англ. Arthur Friedheim, в России также Фридгейм; 14 (26) октября 1859, Санкт-Петербург — 19 октября 1932, Нью-Йорк) — русский и американский пианист, дирижёр и композитор.

Родился в немецкой семье. Отец, военный, погиб в 1860 году в Средней Азии (вероятно, в Узун-Агачском сражении), мать, урождённая Хемпель, родом из Восточной Пруссии, положилась на помощь сестёр, женатых на заметных петербургских предпринимателях (одним из них был архитектор Александр Кольман)[1].

В 1865—1874 гг. учился игре на фортепиано у Карла Зике[2], в 1869 году дебютировал с оркестром, исполнив фортепианный концерт Джона Филда. Затем в 1874—1878 гг. продолжил обучение музыке у А. Г. Рубинштейна, одновременно занимаясь на философском факультете Санкт-Петербургского университета. Согласно собственным воспоминаниям Фридхайма, его оркестровая увертюра «Печорин» была исполнена летним оркестром в Павловске, когда ему не было ещё и семнадцати лет[3].

Желая приобщиться к новейшим музыкальным течениям, покинул Россию для встречи с Ференцем Листом, однако Листу не понравилась игра Фридхайма. На протяжении двух лет работал дирижёром в маленьких оперных труппах в Мариенбурге, Дёбельне и Йене, затем в придворном оркестре княжества Шварцбург-Рудольштадт[2]. Одновременно работал над оперой «Последние дни Помпеи» по одноимённому роману Эдуарда Булвер-Литтона[4]. Затем направился в Веймар и провёл 1880—1886 гг. в окружении Листа, изменившего своё отношение к молодому музыканту. Некоторое время был его секретарём. Отлучался в гастрольные поездки, в том числе в Лондон и Париж; в Париже в 1883 году завершил работу над второй оперой «Винфрид».

В 1887—1890 гг. обосновался в Лейпциге, где встретился в начале 1888 года с посетившим город П. И. Чайковским. Затем после краткого пребывания в Лондоне отправился в Нью-Йорк, где дебютировал 31 марта 1891 года с оркестром Теодора Томаса, в апреле дал четыре концерта в малом зале Карнеги-холла[5]. Годом позже дебютировал в Карнеги-холле как дирижёр в концерте с участием Игнаца Падеревского в качестве солиста, в дальнейшем в этом же зале исполнил и свой собственный фортепианный концерт. В середине 1890-х гг. заведовал фортепианным отделением Чикагского музыкального колледжа.