Фрикционная муфта


Фрикцио́нная му́фтамеханическая муфта того или иного типа, передающая крутящий момент от ведущего вала к ведомому посредством сил трения, создаваемых на контактных поверхностях обеих полумуфт. Включение фрикционной муфты производится прижатием контактных поверхностей полумуфт друг к другу, а выключение их разъединением. Любые фрикционные муфты имеют ту особенность, что при изменении силы прижатия трущихся поверхностей позволяют регулировать силу трения и осуществлять плавное сцепление при практически любой разнице угловых скоростей соединяемых элементов (полумуфт и валов).[1]

При включении муфты сила прижатия контактных поверхностей и момент сил трения между ними возрастают от нуля до некоего максимума. Когда момент сил трения станет больше момента сил сопротивления на ведомом элементе, таковой начнёт вращаться с некоторым ускорением до тех пор, пока скорости обеих частей привода (обеих полумуфт, валов) не сравняются. До установления общей скорости имеет место взаимное скольжение контактных поверхностей. При этом работа трения преобразуется в тепло и происходит нагрев рабочих элементов муфты.[2]

В дисковых и конусных муфтах контактные поверхности перемещаются по общей оси. В цилиндрических муфтах контактные поверхности перемещаются радиально (сюда входят такие муфты как: колодочные, ленточные и муфты с разжимным кольцом).[6][1]

При прямолинейном движении пакет дисков прижат отжимным диском за счёт пружин, и вращение передаётся от центральной передачи через фрикционную муфту на бортовой редуктор. При повороте — усилие от рычага управления передаётся через сервомеханизм на вилку выключения муфты. Вилка оттягивает выжимной подшипник и отжимной диск. Он отходит от пакета дисков и освобождает их, при этом сжимаются пружины. Ведущие диски начинают пробуксовывать относительно ведомых.