Фрунзенский район (Санкт-Петербург)


Фру́нзенский райо́надминистративно-территориальная единица на востоке центральной части Санкт-Петербурга. Граничит с Адмиралтейским, Невским, Центральным, Московским, Пушкинским и Колпинским районами. Площадь района — 37,469 км², что составляет почти 6 % территории города (он немного меньше Калининского района). Протяжённость с севера на юг составляет около 11 км, а с востока на запад — около 4 км. Здесь проживает 413 983[1] чел. (2023). Назван в честь Михаила Васильевича Фрунзе, одного из наиболее известных военачальников Красной Армии во время Гражданской войны. По состоянию на 2012 год во Фрунзенском районе 65 улиц, 6 проспектов, 6 переулков, 4 проезда, 3 площади, 2 набережные, 1 бульвар, 1 дорога, 1 аллея и 1 шоссе. На территории района находится 1086 жилых зданий с общим числом квартир в 157,5 тыс. и площадью 8,4 млн м². По качеству жизни Фрунзенский район занимает среднее 9 место из 18 районов Петербурга[2].

На территории, сегодня принадлежащей Фрунзенскому району, располагалось несколько посёлков, самой древней из которых была Волкова деревня[3]. В летописи XVI века Водской пятины упоминается селение Судола[3]. Большинство историков пришли к выводу, что речь идёт об одном посёлке, но с разными именами[3]. Деревня располагалась на берегу Сетуя, ныне реки Волковки[3]. Помимо Судолы письменные источники указывают на наличие других населённых пунктов[3]. В более поздних хрониках упоминается деревня Купчинова, которая также присутствует в шведских источниках[3]. При завоевании территорий шведами, на карте местности вместо славянских появляются новые финские населённые пункты[3].

В 1703 году территория снова оказывается под контролем России и начинается строится новый город на Неве, на территории будущего района начали возводить Лиговский канал, один из крупнейших проектов Петра I[3]. Некоторое время канал использовали как хранилище питьевой воды. Позже тут построили первый деревянный водопровод, по которому вода подавалась в особо важные здания того периода. Канал был частично засыпан и поглощён городом[3].

В XVIII – XIX на данной территории располагалось множество извозчичьих дворов, питейных домов и чайных, что породило дурную репутацию данной части города[3]. С 1769 по 1833 годы здесь возводился Обводный канал, изначально задуманный как ров для пограничных и таможенных целей и как защитное сооружение от наводнений[3]. В результате Обводный канал к XIX веку превращается в важную судоходную артерию города[3]. Берега канала стали быстро застраиваться новыми зданиями и вблизи начал развиваться новый промышленный район[3].