Фрэнк Гери


Фрэнк Оуэн Гери (англ. Frank Owen Gehry, настоящее имя Эфраим Оуэн Гольдберг, англ. Ephraim Owen Goldberg; род. 28 февраля 1929, Торонто) — один из крупнейших архитекторов современности, стоявший у истоков архитектурного деконструктивизма. Лауреат Притцкеровской премии 1989 года.

Фрэнк Гери родился в семье иммигрантов из Польши. Его дед торговал строительными материалами, а отец владел магазином торговых и игровых автоматов. Молодой Эфраим (Фрэнк) был избит на почве антисемитизма, и эта психологическая травма послужила поводом переменить фамилию и вместе с семьёй переехать в Америку. С 17 лет Гери жил в Лос-Анджелесе. Учился сначала в Университете Южной Калифорнии (бакалавр, 1954), а затем в Гарвардском университете (магистр, 1957). Работал в проектных фирмах В. Грюна, Перейры и Лакмана в США, у архитектора А. Ремонде во Франции. В 1962 году вернулся в США и открыл в Лос-Анджелесе своё бюро с другим архитектором, а в 1967 году оно было преобразовано в Frank O. Gehry and Associates[4][5]. В 2014 году компания была одной из ведущих архитектурных фирм мира; в ней работало более 200 архитекторов.

В 1950—1960-е годы Фрэнк Гери находился под влиянием Фрэнка Ллойда Райта; архитектор обратился к теме постмодернизма в 1978 году, остроумно перестроив собственный особняк 1920-х годов постройки.

Гери принадлежат самые известные образцы архитектуры деконструктивизма — музей Фредерика Вейсмана в Миннеаполисе (1993), «танцующий дом» в Праге (1995), обшитый титановыми листами музей Гуггенхейма в Бильбао (1997), концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (2003). Гораздо менее тёплый приём ожидал проект Гери по заказу Пола Аллена Музея музыки в Сиэтле (2000)[6][7][8]:

В консервативных кругах американского истеблишмента в пластической, рвущейся, как пламя, сквозь пространство архитектуре музыкальности не почувствовали. Будоражащая рассудок полифония отражений, вихреобразные порывы форм извне и внутри (в интерьерах) сравнимы, пожалуй, с симфонической «Поэмой экстаза» Скрябина[4].

В 2007 году Массачусетский технологический университет подал иск против Гери, обвиняя его в некачественном проекте корпуса стоимостью $315 млн. По словам представителей университета, за три года эксплуатации здание стало протекать, стены покрылись плесенью, а «массивные глыбы льда, падающие с крыши и оконных выступов не только напрямую угрожают жизни работников института, но и часто блокируют запасные выходы»[9].