Фэйрбейрн, Рональд


Уильям Рональд Фэйрбейрн (англ. William Ronald Dodds Fairbairn; 11 августа 1889, Эдинбург31 декабря 1964, Эдинбург) — британский психоаналитик, один из основоположников теории объектных отношений.

Получил образование в Эдинбургском университете, на протяжении трёх лет изучал богословие и древнегреческую культуру[1]. Во время Первой мировой войны участвовал в Синайско-Палестинской кампании, где служил вместе с фельдмаршалом Алленби.

После Первой мировой войны получил медицинское образование. Изучал психологию, психотерапию и психоанализ. Несмотря на то, что его профессиональная деятельность осуществлялась в Шотландии и ему не удалось пройти полный курс психоаналитического образования, тем не менее за оригинальный вклад в теоретические разработки он был принят в Британское психоаналитическое общество и стал его полноправным членом в 1939 году[1].

После раскола Британского психоаналитического общества на сторонников М. Кляйн и А. Фрейд, У. Фэйрбейрн не принял ни одну, ни другую сторону, войдя в группу независимых психоаналитиков. Наряду с М. Кляйн и Д. Винникоттом был одним из основателей теории объектных отношений[1].

Теоретическая система Уильяма Фэйрбейрна основана на клинических исследованиях сновидений и работе с истерическими и шизоидными больными. В основе патологии последних он обнаружил травматические переживания ребёнка, которые заставляют его чувствовать себя нелюбимым. Когда врождённые стремления к взаимодействию не находят ответа, эти дети начинают чувствовать, что их любовь была плохой. В результате они отказываются от спонтанных отношений с матерью и чересчур погружаются во внутренний мир, тем самым расщепляя Эго на две части — взаимодействующую с внешними фигурами и связанную с внутренними объектами[2].

У. Фэйрберн работал с детьми, которые во время Второй мировой войны подверглись сексуальному насилию. Он обнаружил, что эти невинные дети испытывали чувство стыда в связи с тем, что они были объектами сексуального насилия, они сопротивлялись воспоминаниям о своей травме, так как это заставляло их чувствовать себя плохими. У. Фэйрберн пришёл к выводу, что мотив, побуждающий ребенка быть плохим, возникающий в контексте отношений зависимости, определяется потребностью сделать объект хорошим, и это происходит через интернализацию плохости этих объектов. Впоследствии образы «Я» и объекта, несущие эту плохость, вытесняются[3].