Фёдоров, Александр Викторович


Алекса́ндр Ви́кторович Фёдоров (род. 4 ноября 1954, Елизово, Хабаровский край) — российский учёный-педагог, специалист по медиаобразованию, киновед, кинокритик. Доктор педагогических наук (1993), профессор (1994).

Окончил аспирантуру (1986) и докторантуру (1993) Института художественного образования Российской академии образования.

В 1993 году в Институте средств обучения РАО защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора педагогических наук по теме «Система подготовки студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств»[2].

С 1987 года — заведующий кафедрой социокультурного развития личности Таганрогского государственного педагогического института (с 2018 года — профессор кафедры). С 2005 по май 2014 года — проректор по научной работе, с июня 2014 по апрель 2018 года — заместитель директора по научной работе.

Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (с 2003 по сентябрь 2014), почётный президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (с 2014), главный редактор журнала «Медиаобразование»[3] (с 2005). Член Союза кинематографистов России (с 1984), Национальной Академии кинематографических искусств и наук России (с 2002)[4], ФИПРЕССИ[5]. Лауреат премии Союза кинематографистов по кинокритике и киноведению (1983), премии Гильдии киноведов и кинокритиков России (2001)[6], премии Гильдии киноведов и кинокритиков России (2016)[6], дипломов Гильдии киноведов и кинокритиков России (2014)[7], (2019)[8] и премии «За выдающийся вклад в развитие медиаобразования» (2007), Лауреат международных конкурсов медиаисследований Национальной ассоциации исследователей масс-медиа (НАММИ) (2018, 2020, 2021, 2022, 2023)[9], Лауреат международной «Невской премии» в области массовых коммуникаций и журналистики (2019)[10]. Победитель всероссийского конкурса «Золотые имена высшей школы» 2018 в номинации «За вклад в науку и высшее образование»[11].

24 сентября 2019 года первым (и пока единственным) из российских медиапедагогов получил почетную международную награду ЮНЕСКО «Глобальная медиа и информационная грамотность — 2019» (UNESCO Global Media and Information Literacy Award — 2019). Эта награда ежегодно присуждается ЮНЕСКО за выдающиеся достижения и руководящую роль в области информации и медиа, исследователям медиакультуры, педагогам, творческим работникам, активистам, ассоциациям и другим группам, инновационным образом интегрирующим медиа и информационную грамотность в свою работу и связанные с ней мероприятия[12].