ХАИ-1


ХАИ-1 — советский пассажирский самолёт 1930-х годов. Первый серийный самолёт разработки ХАИ под руководством И. Г. Немана. Первый серийный многоместный (6 пассажиров) пассажирский самолёт в Европе преодолевший скорость в 300 км/ч. Первый серийный советский пассажирский самолёт с убирающимися шасси. Первый серийный самолёт Завода № 43 (теперь Авиант[1]. Построено 43 экземпляра, которые эксплуатировались в ГВФ (Аэрофлоте) с 1933 до конца 1940-х годов, в частности на линии Москва — Симферополь, Москва — Ташкент и др.. Конструктивные решения и схема послужили основой для Р-10 (ХАИ-5).

В связи с тем, что самолет ХАИ-1 предполагалось изготавливать крупной серией, стоимость самолета была важнейшим фактором, определявшим рентабельность эксплуатации самолета на авиалиниях. Поэтому в качестве основного конструкционного материала выбрали дерево, как наиболее дешевый материал[2].

При проектировании самолета, для возможности существенно повысить скорость полета, конструкторы отошли от принятой в то время схемы подкосного высокоплана и приняли схему низкоплана со свободнонесущим крылом и убирающимся в полете шасси. Положение крыла относительно фюзеляжа позволило убирать шасси в ниши, расположенные в центроплане. Это значительно снижало лобовое сопротивление и давало прирост скорости. ХАИ-1 был первым советским пассажирским самолетом с убирающимся в полете шасси[2].

ХАИ-1 - одномоторный свободнонесущий низкоплан цельнодеревянный конструкции с классическим оперением и убирающимся шасси. Конструкция — цельнодеревянная с оклейкой полотном на аэролаке всех без исключения поверхностей. Особое внимание уделялось отделке внешней поверхности планера - после оклейки тканью проводилась шпаклевка, покрытие лаком и полировка. Для улучшения аэродинамических характеристик в зоне скоростного потока не находилось ни одного выступающего элемента[2].

Фюзеляж —типа монокок овального сечения сигарообразной формы. Обшивка фюзеляжа работающая, была выклеена из шпона толщиной 0,5 мм в пять и более слоев, затем обшивка обтягивалась полотном на аэролаке и полировалась. В передней части фюзеляжа установлена моторама. Кабина пилота закрывалась, сдвигаемым назад, обтекаемым фонарем с гаргротом. Кресло пилота расположено по продольной оси самолета. Позади кабины пилота и ниже находится пассажирский салон на пять шесть кресел (в зависимости от комплектации). У каждого ряда кресел иллюминатор. Салон просторный высота 1,8 м, длина 3,3 м, ширина 1,42 м. В конце салона туалет и багажное отделение. По левому борту установлена входная дверь[2].