Хадж


Ха́дж или Хаджж[1] (араб. حَجّ‎) — паломничество, связанное с посещением Мекки (Мечеть аль-Харам) и её окрестностей (гора Арафат, долины Муздалифа и Мина) в определённое время. Хадж является пятым столпом ислама после шахады, молитвы (намаз), милостыни (закят) и поста (саум).

В буквальном переводе с арабского языка означает «стремление, намерение или стремление к прославленному» и «возвращение, возобновление»:

так как хаджи́ (человек, совершающий хадж) следует вокруг Дома (Каабы) совершить обход, после определённого времени вновь возвращается, чтобы совершить обход, затем направляется к долине Мина и после завершения всех обрядов опять возвращается к Дому для совершения прощального обхода[2].

В терминологическом значении шариата хадж означает — специальное действие, совершаемое в определённое время, в определённом месте и определённым образом. Аллах ВсевышнийКоране) вменил хадж в обязанность каждого мусульманина, что подтверждается сунной Его посланника и единодушным мнением улемов.

Совершается в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря, вследствие чего этот месяц и получил название «зу-ль-хиджжа», то есть «обладающий паломничеством».

История обрядов хáджа, согласно мусульманским преданиям, восходит к самому пророку Адаму и его жене Хавве (Адам и Ева), после их изгнания из рая Адáн (Эдéм), они встретились на горе Арафáт (стояние на горе Арафат является одним из обязательных обрядов и кульминацией хáджа), а также Ибрахиму (Аврааму), и его сыну Исмаилю (Исмаил), которого он должен был принести в жертву, но Аллах воспротивился человеческой жертве. И дабы почтить память о приношении в жертву, было приказано устроить великое жертвоприношение, принеся в жертву жертвенное животное. Испытав веру Своего пророка — Ибрахима (Авраама), Аллах не только сохранил ему сына, но и явил, что Ему не нужны кровавые человеческие жертвы.