Хам


Хам, иногда Иам[2] (ивр. חָם‎, греч. Χαμ Cham, араб. حامxam «горячий») — библейский персонаж, переживший Всемирный потоп, один из трёх сыновей Ноя, брат Сима и Иафета[3], давший начало понятию «хамства», которое означает пренебрежительное отношение к культурным запретам.

Родился, когда Ною было 500 лет (Быт. 5:32), то есть за 100 лет до Всемирного потопа, от которого он вместе с женой, отцом и братьями спасся в ковчеге (Быт. 7:13). Как и все выжившие, Хам ступил на землю в Араратских горах (Быт. 8:4).

В Книге Яшера (Праведного) упоминается, что жена Хама была дочерью Елиакима, сына Матушлаха (Мафусала)[5].

Согласно Библии, Хам повёл себя постыдным образом во время опьянения своего отца Ноя. Он увидел и рассказал братьям про наготу отца своего (Быт. 9:22). Обычно это место трактуется как насмешка и неуважение к отцу, что в дальнейшем вошло в содержание термина хамство[6].

В Талмуде существует две трактовки описанного события. Так, персидский раввин Рав (Абба бар Айбу) считал, что Хам кастрировал Ноя, чтобы предотвратить появление четвёртого сына у Ноя, которого тот хотел иметь. В ответ на это Ной проклял четвёртого сына Хама, Ханаана. В свою очередь раввин Самуэль полагал, что Хам содомизировал своего отца по аналогии с другим библейским инцидентом, в котором была использована фраза «и увидел»: «И увидел ее Сихем, сын Еммора евея, князя земли той, и взял ее, и спал с нею, и сделал ей насилие (Быт. 34:2[7]. Существует также более поздняя версия, по которой Хам вступил в сексуальную связь не с отцом, а с матерью, так как выражение «открыть наготу» в некоторых частях Библии означает иметь связь с женой данного мужчины: «Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тётка твоя» (Лев. 18:14)[8].

Впрочем, большинство современных исследователей придерживаются традиционной версии, по которой фраза «увидеть наготу» или «открыть наготу» не обязательно связана с сексуальной сферой. Ной сам открывает свою наготу (обнажается), а не Хам открывает его наготу. Достаточно прочитать это выражение («увидел наготу») в контексте, чтобы понять, что речь идёт просто об обнажённом отце: «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего» (Быт. 9:23). В соответствии с представлениями древних, взирая на гениталии обнажённого отца, Хам тем самым перенимал его власть, как бы отбирал его потенцию[9]. Если бы речь шла об инцесте, ему нечем было бы хвастать перед братьями. Необходимо учитывать также, что в ветхозаветном обществе и других древних культурах почитание родителей было обязательным, а нагота считалась постыдной.